Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за май 2016 года
Оглавление
Федеральные нормативно-правовые акты:
- Расширен перечень объектов, которые могут размещаться на государственных или муниципальных землях без предоставления участков и установления сервитутов
- На стимулирование региональных программ развития жилищного строительства выделят более 4 млрд руб.
- Изменения в порядке составления карты (плана) объекта землеустройства и правилах установления охранных зон
- Какие еще документы необходимы для получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых?
- Уточнены требования к образованию и трудовые функции специалиста по охране труда
- Минтруд России дал разъяснения о гарантиях и компенсациях работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда
- Определено содержание кадастровых карт
- Межевой план в электронном виде: уточнена XML-схема документа
- Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на апрель 2016 г.
- Кто устанавливает требования к исполнителям работ, влияющих на безопасность объектов нефтегазохимического комплекса?
- Ряд устаревших территориальных сметных нормативов более не применяется
- Строительство: как быть со взносами, уплаченными в компенсационный фонд СРО, которая исключена из госреестра?
- Уточнены правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения
Проекты федеральных нормативно-правовых актов:
- Планируется оптимизировать и систематизировать деятельность единого института развития в жилищной сфере
- Финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ: какие поправки одобрила Госдума?
- Условия строительства жилья эконом-класса необходимо уточнить
- Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий: проект
- Требования к условиям труда женщин актуализируют
Судебная практика:
- Наличие у должника свидетельства о праве собственности не означает, что судебный акт о сносе самовольной постройки невозможно исполнить
- За просрочку возмещения расходов на устранение недостатков квартиры застройщик уплатит неустойку
Федеральные нормативно-правовые акты
1. Расширен перечень объектов, которые могут размещаться на государственных или муниципальных землях без предоставления участков и установления сервитутов
Скорректирован перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Перечень дополнен 15 новыми пунктами. В их числе пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; пункты весового контроля автомобилей, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в т. ч. автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов; нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения. Также в перечень дополнительно включены малые архитектурные формы. Это беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Регионам из федерального бюджета в рамках ФЦП "Жилище" на 2015-2020 гг. выделяются субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Федерации. Приведено распределение средств на 2016 г. Субсидии предоставляются 18 регионам на общую сумму более 4 млрд руб.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Скорректированы требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства. Она составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности. Установлен порядок подготовки карты (плана) объекта землеустройства в отношении измененной (уточненной) границы объекта землеустройства. Внесены соответствующие коррективы в форму карты (плана). Изменены правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, газораспределительных сетей, гидроэнергетических объектов, объектов по производству электроэнергии. Для согласовании границ охранной зоны необходимо представить в уполномоченный орган текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ. После согласования границ уполномоченный орган направляет эти данные в Росреестр для внесения сведений о границах охранной зоны в государственный кадастр недвижимости. Аналогичные изменения внесены в порядок определения границ зон затопления, подтопления.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41917.
Скорректирован порядок выдачи заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений. Расширен перечень документов, необходимых для выдачи разрешения. Предоставляются предложения, содержащие описание нескольких альтернативных вариантов размещения объекта намечаемого строительства, с обоснованием выбора объекта в качестве приоритетного по сравнению с промышленным освоением площади залегания полезных ископаемых в целях добычи, в случае застройки площадей залегания полезных ископаемых и размещения подземных сооружений в рамках реализации мероприятий, предусмотренных госпрограммами и международными договорами.
Уточнены основания для отказа в предоставлении госуслуги.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
5. Уточнены требования к образованию и трудовые функции специалиста по охране труда
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41920.
Скорректирован профстандарт специалиста в области охраны труда. Уточнены требования к образованию и трудовые функции указанного специалиста. Специалист по охране труда должен иметь как минимум среднее профессиональное образование. При обеспечении подготовки работников в области охраны труда в его трудовые функции входит координация проведения первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
6. Минтруд России дал разъяснения о гарантиях и компенсациях работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда
В отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 1 января 2014 г. аттестации рабочих мест, сохраняется порядок предоставления и достигнутые на указанную дату размеры компенсаций. Это правило действует до улучшения условий труда, подтвержденного результатами проведения их специальной оценки. Оно не распространяется на гарантии и компенсации, установленные ТК РФ для работников с вредными условиями труда и связанные с сокращенной продолжительностью рабочего времени, ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, оплатой и условиями труда. Если по результатам проведения специальной оценки условия труда улучшатся, гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда будут предоставляться работнику в порядке, установленном ТК РФ. Если условия труда не изменились или ухудшились, такому работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные гарантии и компенсации. Кроме того, при необходимости ему должны быть также предоставлены в соответствии с ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации, соответствующие итоговому классу (подклассу) его условий труда. Компенсации тем, кто был принят на работу в 2014 - 2016 г., предоставляются в соответствии с редакцией ТК РФ, действующей с 1 января 2014 г. Кроме того, работодатель вправе устанавливать работникам повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда, с учетом своего финансово-экономического положения.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
7. Определено содержание кадастровых карт
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 Мая 2016 г. Регистрационный N 42033.
Определен перечень сведений, содержащихся в кадастровых картах. На публичных картах воспроизводятся следующие общедоступные сведения ЕГРН: границы единиц кадастрового деления, игорных зон, лесничеств, лесопарков, охотничьих угодий, водных объектов; номера единиц кадастрового деления; площадь земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения и др. На дежурных картах воспроизводятся аналогичные данные и еще ряд дополнительных. Это, в частности, номера контуров границ земельных участков (если границы представляют собой совокупность нескольких замкнутых контуров); границы и учетные номера частей земельных участков; границы и учетные номера частей зданий, сооружений (если части указанных объектов имеют контур на участке). Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
8. Межевой план в электронном виде: уточнена XML-схема документа
Изменения приняты в целях поддержания в актуальном состоянии XML-схемы, используемой для формирования XML-документа, размещенной на официальном сайте Росреестра. Схема предназначена для формирования электронного документа - межевого плана, в котором воспроизведены данные из ГКН и сведения об образуемых земельных участках и их частях, либо новые сведения о них. Приводится описание формата представления файла обмена информацией, логическая модель файла обмена, общие требования к заполнению межевого плана в формате XML. Скорректирована структура XML-схемы файла обмена.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на апрель 2016 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Минстрой России разъясняет, что для выполнения организацией полного цикла проектных работ в отношении объектов капитального строительства нефтегазохимического комплекса требуется получение свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства. В соответствии с ГрК РФ в члены СРО могут быть приняты юрлица и ИП, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам вышеуказанных работ. Решение вопросов по выдаче таких свидетельств отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО. Последняя обязана разработать и утвердить в том числе требования к выдаче свидетельств и документ, устанавливающий условия их выдачи.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
11. Ряд устаревших территориальных сметных нормативов более не применяется
При строительстве объектов с привлечением средств федерального бюджета более не применяется ряд устаревших территориальных сметных нормативов Республик Башкортостан, Карелия, Коми, Московской области. Приказ вступает в силу с 16 мая 2016 г.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Как пояснил Минстрой, Национальное объединение СРО перечисляет средства компенсационного фонда исключенной СРО на основании заявлений предпринимателя или юрлица один раз и только в целях зачисления указанных средств в действующую СРО для оплаты взноса за члена исключенной из реестра организации. Обращение членов СРО в Нацобъединение с заявлением о перечислении оставшейся части средств компенсационного фонда исключенной из реестра СРО, в том числе в связи с расширением перечня работ члена действующей СРО, законодательством не предусмотрено.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 Мая 2016 г. Регистрационный N 42197.
Утверждены изменения в Федеральные нормы и правила (ФНП) в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения". В частности, уточняется, что ФНП устанавливают необходимые требования в т. ч. к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО), на которых используются подъемные сооружения (ПС), а также к работникам указанных ОПО. Положения указанных правил распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также ИП, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на территории России и иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию. Требования ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза; краны-экскаваторы; сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления; тара для транспортировки грузов, за исключением тары, применяемой в металлургическом производстве и в морских и речных портах; самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки). Требования данных правил не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются ПС, применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность; предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием, а также кабин (люлек) с людьми, используемых в качестве аттракционов. Определены особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и их подкрановых конструкций с опасными повреждениями и истекшим сроком. Установлены предельные нормы браковки элементов ПС и границы опасных зон по действию опасных факторов.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Проекты федеральных нормативно-правовых актов:
Досье на проект федерального закона № 1056917-6 “О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в части передачи полномочий Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства единому институту развития в жилищной сфере и оптимизации деятельности единого института развития в жилищной сфере) (внесен 27.04.2016 депутатами ГД М.Л. Шаккумом, А.Ю. Русских)
11 мая 2016 г. Госдумой в первом чтении был принят законопроект о внесении изменений в Закон о содействии развитию жилищного строительства и отдельные законодательные акты России. В частности, законопроектом устанавливается, что к единому институту развития в жилищной сфере переходят права и обязанности по исполнению функций Федерального фонда содействия развития жилищного строительства (далее - Фонд) с последующей его ликвидацией. Устанавливается порядок ликвидации Фонда, а также определяется судьба имущества, находящегося в его собственности. Поправки, помимо изменений, связанных с ликвидацией Фонда, направлены на уточнение порядка выкупа земельных участков единого института развития, переданных в аренду, а также регулирование деятельности ЖСК. В частности, законопроектом исключаются требования о предельной стоимости строительства за один квадратный метр и о площади жилья эконом-класса. В целях содействия развитию жилищного строительства законопроектом расширяется круг граждан, которые могут быть приняты в члены кооперативов - это сотрудники предприятий и организаций с госучастием. Предусматривается право на приобретение жилого помещения или земельного участка граждан, вступивших в кооператив и впоследствии переставших относиться к соответствующим категориям. Значительно упрощается процедура передачи земельного участка кооперативу. Так, отменяется условие о передаче земельного участка после уплаты 20% паевых взносов, при этом основанием для передачи земельного участка кооперативу будет являться решение единого института развития. Законопроектом предусматривается предоставление сведений единому институту развития органами госвласти, в т. ч. в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия без взимания платы. Также предлагается установить, что все акции единого института развития находятся в собственности Российской Федерации. При этом продажа и иные способы отчуждения указанных акций, передача их в залог, а также иное распоряжение ими осуществляется на основании федерального закона. Кроме того, законопроектом предусматривается, что реорганизация и ликвидация единого института развития допускаются только на основании федерального закона о таких реорганизации или ликвидации, и на единый институт развития не распространяется действие Закона о несостоятельности (банкротстве).
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
2. Финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ: какие поправки одобрила Госдума?
Досье на проект федерального закона № 283925-6 “О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в части уточнения документов, которые заявитель может не представлять для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения) (внесен 22.05.2013 депутатами ГД И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым)
20.02.2016 Госдума рассмотрела во втором и третьем чтениях и приняла поправки к ЖК РФ и к некоторым другим законодательным актам. В частности, необходимо исправить опечатку в статье кодекса, устанавливающей основания для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. В ее тексте упоминается "переводимое помещение". Однако последнему посвящена отдельная глава ЖК РФ. Поправками устраняется данное противоречие. Вместо переводимого помещения указывается переустраиваемое и (или) перепланируемое. Кроме того, корректируется Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ. Так, затрагивается норма о региональной программе капремонта и краткосрочном плане ее реализации. Закрепляется, что порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капремонта многоквартирных домов, в том числе формы и условия ее предоставления, объем долевого финансирования за счет региональных и (или) местных бюджетов, на основании заявок субъектов Федерации, поданных в Фонд после 1 июля 2016 г., устанавливается Правительством РФ. Нормы закона применяются к правоотношениям, возникающим в связи с оказанием такой поддержки, в части, не противоречащей данному порядку. Уточняется, что региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда или их этапы (за исключением этапа 2016 г.), на реализацию которых в 2011-2015 гг. предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы до 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой поддержки. Этап 2016 г. необходимо реализовать до 1 сентября 2017 г. Согласно поправкам после 1 июля 2016 г. все остатки неиспользованных лимитов средств на капремонт, образовавшиеся у регионов по состоянию на 1 июля 2016 г., распределяются субъектам Федерации в качестве финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капремонта многоквартирных домов в порядке, установленном Правительством РФ. Пересматриваются правила возврата средств Фонда. Ряд поправок касается административной ответственности за нарушение порядка размещения информации в ГИА ЖКХ.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
3. Условия строительства жилья эконом-класса необходимо уточнить
Планируется скорректировать основные условия и меры реализации программы "Жилье для российской семьи". Предусматривается, что если в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию объекта строительства жилье эконом-класса в таких объектах не будет приобретено гражданами, имеющими право на него, органами госвласти или местного самоуправления, то оно может быть продано или предоставлено застройщиком во владение и (или) пользование иным лицам на условиях, в т. ч. по цене, установленных соглашением сторон сделки. Исключаются положения о продаже такой недвижимости Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, Агентству финансирования жилищного строительства или Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства. Устанавливается минимальный объем строительства жилья эконом-класса в рамках проекта, отобранного для участия в программе, для регионов, входящих в состав Крымского федерального округа. Он аналогичен определенному для субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Исключается механизм выкупа объектов инженерно-технического обеспечения специализированными обществами проектного финансирования. Уточняются критерии отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы "Жилье для российской семьи".
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Разработан проект изменений в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий". Согласно проекту нормативную продолжительность инсоляции для центральной зоны на определенные календарные периоды планируется устанавливать с 22 апреля по 22 августа (в настоящее время - с 22 марта по 22 сентября). Нормируемую продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий центральной зоны планируется устанавливать с 22 апреля по 22 августа (в настоящее время - с 22 марта по 22 сентября). Проектом также устанавливается, что расчет продолжительности инсоляции помещений для центральной зоны на весь период будет проводиться с 22 апреля или 22 августа (в настоящее время - с 22 марта по 22 сентября). Также планируется установить, что на территориях детских игровых площадок, спортивных площадок жилых домов, групповых площадок дошкольных организаций, спортивной зоны, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ - интернатов, зоны отдыха ЛПО стационарного типа продолжительность инсоляции должна составлять не менее 2,5 часов на 50% площади участка независимо от географической широты.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
5. Требования к условиям труда женщин актуализируют
Разработаны новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда женщин. В них актуализируются существующие требования к условиям труда женщин, их санитарно-бытовому обеспечению и медицинскому обслуживанию, а также к обеспечению средствами коллективной и индивидуальной защиты. Особое внимание уделяется организации трудового процесса беременных женщин и кормящих грудью. Так, новые СанПиН запрещают работу беременных женщин в помещениях без естественного освещения. Планируется отменить запрет на работу женщин, кормящих грудью, с персональными компьютерами, и смягчить такой запрет для беременных женщин, ограничив время работы с компьютером 3 часами за рабочую смену. Также предусматривается обязанность работодателя предоставить женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, помещение для пребывания женщин с грудными детьми и их кормления. Оно может входить в состав санитарно-бытовых помещений или здравпункта и должно быть оборудовано столами для пеленания детей, санузлом с унитазом, раковиной для мытья рук и "биде", холодной и горячей водой, кушеткой, столом, стульями.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
Судебная практика
1. Наличие у должника свидетельства о праве собственности не означает, что судебный акт о сносе самовольной постройки невозможно исполнить
Судебный пристав просил прекратить исполнительные производства о сносе самовольной постройки - незавершенного объекта капстроительства. Он ссылался на то, что возможность исполнения утрачена. В материалах исполнительных производств есть копии свидетельств о госрегистрации права собственности, выданных на основании решения суда. Согласно им за должниками зарегистрировано право собственности на жилой дом, как завершенный объект строительства, по 1/2 доли за каждым. Кроме того, имеются копии свидетельств о госрегистрации права собственности на 22 квартиры в доме, выданные на имя должников. Заявление пристава было удовлетворено. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение, указав следующее. Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. Исполнительные листы выданы судом, который удовлетворил иск администрации муниципального образования о сносе самовольной постройки - незавершенного объекта капстроительства. Утрата возможности исполнить исполнительный документ должна носить объективный характер, вызванный чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами. Между тем наличие зарегистрированного за должниками права собственности на завершенный объект строительства не свидетельствует о реальной утрате возможности исполнить судебный акт. Данное обстоятельство само по себе не препятствует сносу самовольного строения. Каких-либо иных оснований для прекращения исполнительных производств судом указано не было.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.
2. За просрочку возмещения расходов на устранение недостатков квартиры застройщик уплатит неустойку
Спор возник в связи с дефектами в приобретенном физлицом объекте долевого строительства. Первая и апелляционная инстанции посчитали, что с застройщика не должна взыскиваться неустойка за просрочку возмещения стоимости работ и материалов, необходимых для устранения недостатков. Ведь до определения судом размера этой суммы у ответчика отсутствовала обязанность по ее выплате истцу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ с такими выводами не согласилась. Законом об участии в долевом строительстве прямо не предусмотрены последствия несоблюдения требования участника долевого строительства о возмещении расходов на устранение недостатков. Поэтому к возникшим отношениям применяются положения Закона о защите прав потребителей. Согласно ему недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. За нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) исполнитель уплачивает потребителю неустойку за каждый день просрочки. Требования потребителя об уменьшении цены за работу (услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, удовлетворяются в 10-дневный срок со дня предъявления. За каждый день просрочки удовлетворения этих требований исполнитель уплачивает неустойку. Гражданин неоднократно обращался к застройщику с требованием устранить недостатки, которые в назначенный потребителем срок в полном объеме устранены не были. В 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования в суд оно также не было исполнено. То обстоятельство, что ответчик не соглашался с размером расходов на устранение недостатков, оспаривал его, а также то, что окончательный размер этих затрат был определен судом, не могло служить основанием для отказа во взыскании неустойки. В данном случае требовалось установить лишь нарушение обязательства в результате противоправных действий (бездействия) должника, а также наличие его вины.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.