РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
131  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за август 2013 года

07.10.2013

Оглавление:

Федеральные нормативно-правовые акты:



Краевые нормативно-правовые акты:



Судебная практика:



Федеральные нормативно-правовые акты

1. Установлены правила холодного водоснабжения и водоотведения

Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 “Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

Утверждены правила, регулирующие отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения. Они разработаны во исполнение Закона о водоснабжении и водоотведении. Впервые закрепляется процедура заключения договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, а также договоров транспортировки воды, сточных вод. Определяются особенности подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Установлено, как определяется размер платы за сброс сточных вод, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения. Раздел, посвященный данному вопросу, вступает в силу с 1 января 2014 г. Закрепляется, как подается декларация о составе и свойствах сточных вод, как представляется информация об изменении этих показателей.

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, кроме отдельных пунктов, утрачивают силу. Данные пункты, а также постановление Правительства РФ о взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов в водные объекты и на водосбросные площади.

Также вносятся изменения в отдельные акты Правительства РФ.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



2. Подсоединиться к электросетям в ряде случаев станет проще и быстрее

Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 737 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления временного технологического присоединения к электрическим сетям”

Поправки повышают доступность энергетической инфраструктуры. Для заявителей предусмотрена возможность временного технологического присоединения энергопринимающих устройств, в том числе с использованием автономных источников питания. В этом случае применяется временная схема электроснабжения. Она используется в отношении передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно либо на время работ по технологическому присоединению по постоянной схеме. Прописан порядок временного технологического присоединения. Оно осуществляется для электроснабжения энергопринимающих устройств по 3-й категории надежности на уровне напряжения ниже 35 кВ. Заявитель сам возводит объекты электросетевого хозяйства от существующих до присоединяемых. Передвижные энергопринимающие источники подсоединяются на срок до 12 месяцев. При этом автономные источники питания могут быть предоставлены сетевой организацией.

Нельзя применять энергопринимающие устройства, присоединенные по временной схеме для проведения работ по строительству, реконструкции или капремонту объектов капстроительства, для энергоснабжения этих объектов после ввода в эксплуатацию. Кроме того, сокращен срок проведения мероприятий по технологическому присоединению, когда не требуется сооружать сетевую инфраструктуру (при наличии технической возможности), кроме строительства объектов электросетевого хозяйства от существующих до присоединяемых.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



3. Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства: что нового?

Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 736 “О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства”

Скорректированы Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования участков в границах таких зон. После согласования границ зоны сетевая организация обращается в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о них в документы государственного кадастрового учета недвижимости. Установлено, что это делается в течение 3 месяцев.

В охранных зонах объектов напряжением свыше 1 000 вольт запрещено размещать гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов. Исключено положение о том, что эта норма не касается гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физлицам. Закреплено, что в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением до 1 000 вольт без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещено размещать садовые, огородные и дачные участки, объекты садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, объекты жилищного строительства, в т. ч. индивидуального.

Также скорректированы требования к границам. Охранные зоны устанавливаются, в частности, вдоль воздушных ЛЭП. Закреплено, что соответствующие требования применяются при определении размера просек.

Установлены требования к зонам вокруг подстанций. Они устанавливаются в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру. Поправки распространяются на объекты, размещаемые в границах охранных зон после даты вступления их в силу. Согласовывать границы охранных зон объектов, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Правил, с федеральным органом власти госэнергонадзора не нужно.

Сведения о границах охранных зон таких объектов, вносятся в госкадастр недвижимости на основании заявления владеющей ими организации. Эти данные нужно представить в орган кадастрового учета до 1 января 2015 г.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



4. Совершенствование регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства: дорожная карта

Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 1336-р Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства"

Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства".

Улучшение в т. ч. предполагает упрощение процессов строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию и регистрации прав собственности.

Цели карты - упростить градостроительную подготовку земель, усовершенствовать регуляторную среду, сократить количество, совокупное время и расходы на прохождение процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов. Установлены 2 контрольных показателя. Первый - позиция в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю "Получение разрешения на строительство". Он включает в себя количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство (в штуках); совокупное время их прохождения (в днях); объем соответствующих затрат (в процентах от дохода на душу населения). В настоящее время мы занимаем 178 позицию. В 2014 г. ожидается 130 место, в 2015 г. - 78, в 2018 г. - 34. Включенные показатели на текущий момент составляют 42 шт., 344 дня, 129%. В 2014 г. ожидаются значения в 32 шт., 200 дней, 120%, в 2015 г. - 15 шт., 130 дней, 104%, в 2018 г. - 11 шт., 56 дней, 101%.

Второй - эффективность деятельности руководителей федеральных органов власти (Минрегиона России, Госстроя) по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Руководителям ответственных органов поручено ежеквартально представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана. Это делается до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Распоряжение Правительства РФ, которым утверждался план мероприятий ("дорожная карта") "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", признано утратившим силу.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



5. Какие ведомства координируют реализацию "дорожных карт"?

Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2013 г. № 1459-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. № 1613-р и утверждении перечня утративших силу решений Правительства РФ

Определены федеральные органы исполнительной власти - координаторы реализации "дорожных карт" по улучшению инвестиционного климата в стране. Речь идет о планах мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования, процедур регистрации юрлиц, предпринимателей и прав на недвижимость, госрегулирования в строительстве; по поддержке экспорта; развитию конкуренции; по повышению доступности энергоструктуры. Координаторами назначены ФТС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, ФАС России, ФНС России, Минрегион России. Установлен единый порядок разработки и внесения изменений в "дорожные карты". В частности, предложения о коррективах должны быть согласованы с заинтересованными ведомствами и АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



6. Сведения реестра типовой проектной документации можно будет найти на сайте Минрегиона России

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 марта 2013 г. № 106 “Об утверждении Правил формирования и ведения реестра типовой проектной документации, а также состава информации о проектной документации, которая подлежит внесению в реестр, и формы ее представления”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 Июля 2013 г. Регистрационный N 29227.

Установлены правила формирования и ведения реестра типовой проектной документации.

Речь идет о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, при подготовке которой применялись современные экономичные решения. Ее рекомендуется массово использовать при строительстве объектов за счет бюджетных средств. Реестр в электронном виде ведет Минрегион России. В него включается документация с лучшими показателями соотношения стоимости строительства к расчетному сроку эксплуатации, полезной площади объекта к общей, ресурсопотребления на единицу мощности. Если они аналогичны имеющимся, то документация вносится в реестр при условии применения для ее подготовки новых архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, технологических или организационных решений. Проекты, разработанные за счет бюджетных средств, представляются организациями по проведению госэкспертизы в Министерство для включения в реестр в обязательном порядке (в течение 10 дней после выдачи положительного заключения). Остальные - по желанию правообладателя (заказчика). В реестр включаются сведения о типовой проектной документации, согласованные Нормативно-техническим советом по отбору типовой проектной документации при Минрегионе России. Установлены требования к составу и форме представляемых для внесения в реестр проектов.

Сведения реестра общедоступны на официальном сайте Минрегиона России. Можно получить выписку из реестра.

Применяемая типовая проектная документация подлежит государственной (негосударственной) экспертизе только в части результатов инженерных изысканий и фундаментов (если такая экспертиза требуется).
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



7. Новые требования к конструкции зданий в части ограничения распространения пожаров действуют с 29 июля

Приказ МЧС России от 18 июля 2013 г. № 474 “О внесении изменений в приказ МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

МЧС России (приказ от 24 апреля 2013 г. N 288) были установлены новые требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий и сооружений, обеспечивающим ограничение распространения пожара (СП 4.13130.2013). Уточнено, что новые правила вводятся в действие с 29 июля 2013 г. С этой же даты утрачивают силу прежние нормы (СП 4.13130.2009).
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



8. Федеральный госстройнадзор при возведении, реконструкции некоторых объектов капстроительства: регламент Ростехнадзора

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2013 г. № 38 “Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти”Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 Июля 2013 г. Регистрационный N 29225.

Утвержден Административный регламент Ростехнадзора по федеральному госстройнадзору при возведении, реконструкции объектов капстроительства. Регламент касается объектов, строительство, реконструкция которых планируются на территориях 2 и более регионов, посольств, консульств и представительств России за рубежом, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море нашей страны; объектов обороны и безопасности; иных объектов, сведения о которых составляют гостайну. Также речь идет о надзоре в отношении автодорог федерального значения, федеральных объектов культурного наследия (если работы по сохранению затрагивают характеристики надежности и безопасности), особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством РФ. Исключение - объекты, надзор за которыми возложен на иные федеральные органы власти указами Президента РФ. Предмет надзора - соответствие стройматериалов, работ и результатов последних требованиям техрегламентов, проектной документации; наличие разрешений на строительство; выполнение требований Градостроительного кодекса РФ. За организацию исполнения госфункции, научно-методическое обеспечение надзора отвечает центральный аппарат Службы, за надзор - территориальные органы.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



9. Статнаблюдение за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и ЖКХ: обновленные формы

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 18 июля 2013 г. N 288 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"

Обновлен инструментарий для организации федерального статнаблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и ЖКХ. В новой редакции изложены годовые формы N ДАФЛ "Обследование деловой активности организации, осуществляющей деятельность в сфере финансового лизинга" и N 4-жилфонд "Сведения о предоставлении гражданам жилых помещений".

По форме N П-2 (инвест) теперь представляются сведения об инвестиционной деятельности. Ранее по ней отчитывались также о средствах на долевое строительство. Указанные формы вводятся в действие с отчета за 2013 г. Пересмотрена месячная форма N П-2 (краткая) "Сведения об инвестициях в основной капитал". Она применяется с отчета за январь 2014 г. Квартальная форма N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы" заменила прежнюю форму N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы и средствах на долевое строительство". Данные по ней подаются с отчета за январь-март 2014 г.

Обновлена полугодовая форма N 1-ПУ (ЖКХ) "Сведения о приборах учета потребления коммунальных услуг в жилищном фонде". Она вводится в действие с отчета за январь-июнь 2014 г. Приведены указания по заполнению данных форм. Формы, утвержденные в 2011-2012 гг., с введением новых утрачивают силу.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



10. Пожарная безопасность: пересмотрен список национальных стандартов и сводов правил

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июля 2013 г. N 854 "О внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июля 2010 г. N 2450"

Актуализирован перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых на добровольной основе позволяет соблюсти техрегламент о требованиях пожарной безопасности.

Изменения обусловлены обновлением сводов правил в части противопожарных требований к отоплению, вентиляции, кондиционированию; требований к электрооборудованию, объемно-планировочным и конструктивным решениям систем противопожарной защиты. Кроме того, в перечень включен новый свод правил - СП 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности".
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



Краевые нормативно-правовые акты

1. О внесении изменений в Закон Приморского края "О градостроительной деятельности на территории Приморского края"

Закон Приморского края от 8 августа 2013 г. N 237-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О градостроительной деятельности на территории Приморского края"

Дополнены полномочия Администрации Приморского края в области градостроительной деятельности. Теперь Администрация может согласовывать проекты документов территориального планирования муниципальных образований Приморского края, осуществлять мониторинг разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию теперь необходим технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".



Судебная практика

1. Если в договоре долевого участия в строительстве четко не прописан срок передачи объекта...

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 2013 г. N 16179/12 Состоявшиеся по делу судебные решения в части отказа в удовлетворении требования общества о взыскании неустойки подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение, поскольку общество не представило доказательств того, что стороны пришли к соглашению в установленной форме об изменении условий договоров участия в долевом строительстве о сроках ввода дома в эксплуатацию и передачи квартир, а также того, что общество обращалось с соответствующим требованием в суд.

Между застройщиком и компанией-дольщиком возникли разногласия относительно сроков передачи объектов долевого строительства. Так, в договоре долевого участия прописывался срок сдачи жилого дома (не позднее II квартала определенного года). После получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию в указанный срок заказчик был обязан передать участнику объект по акту приема-передачи. При этом объект должен быть передан в течение 4 месяцев со дня получения названного разрешения. Досрочно передать объект можно после предварительного уведомления компании. Президиум ВАС РФ, отправляя дело на новое рассмотрение в отдельной части, указал следующее.Нижестоящие суды, проанализировав договор, пришли к выводу: срок передачи объекта определяется моментом его фактического ввода в эксплуатацию без учета положений о том, когда он должен быть введен в эксплуатацию по данному соглашению.

Однако, как подчеркнул Президиум, такое толкование договора не только противоречит ГК РФ, но и фактически означает, что застройщик не связан установленными договором сроками строительства объекта и ввода его в эксплуатацию. При этом предусмотренная законом и договором неустойка в целом не стимулирует его к исполнению своих обязательств. В договоре было указание на уведомление застройщиком о переносе сроков ввода дома в эксплуатацию. Между тем само по себе такое уведомление не влечет изменения условий договоров в части срока передачи объектов строительства. Закон об участии в долевом строительстве обязывает застройщика передать участнику объект не позднее срока, который предусмотрен договором. Если строительство (создание) недвижимости не может быть завершено в данный срок, застройщик обязан уведомить (не позднее чем за 2 месяца до окончания такого времени) об этом дольщика и предложить изменить договор.В данном случае нет доказательств, что стороны меняли договор. Право делать это в одностороннем порядке не закреплялось.
С учетом этого дело в части взыскания неустойки должно быть пересмотрено.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



2. О выборе участником строительства формы учета требования кредитора в деле о банкротстве застройщика

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N 13239/12 Состоявшиеся по делу судебные решения подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение, поскольку, отказав гражданину - участнику строительства во включении его требования в реестр требований о передаче жилых помещений, суды лишили его возможности рассчитывать на удовлетворение требования, так как в случае его повторного предъявления требование было бы заявлено после закрытия реестра требований кредиторов должника.

Между застройщиком и дольщиком был заключен договор долевого участия в строительстве жилого дома с последующим выделением дольщику жилого помещения. Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции указанный договор расторгнут. В рамках дела о банкротстве застройщика дольщик обратился в суд с заявлением о включении требования о передаче жилого помещения в реестр требований о передаче жилых помещений должника. Суды отказали заявителю, указав, что имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции о расторжении договора долевого участия в строительстве. В связи с этим у застройщика прекращается обязанность по передаче дольщику жилого помещения. Дольщик не может просить включить свое требование в реестр требований о передаче жилых помещений. По мнению Президиума ВАС РФ, судами не учтено следующее. По существу реестр требований о передаче жилых помещений является частью реестра требований кредиторов. В связи с этим право выбора формы учета требования кредитора в деле о банкротстве застройщика принадлежит участнику строительства.

Поэтому суд, исходя из волеизъявления участников строительства, может включить в реестр требований о передаче жилых помещений участников строительства, имеющих денежное требование к должнику, либо включить в реестр денежных требований кредиторов участников строительства, имеющих к застройщику требование о передаче жилого помещения. При этом если участник строительства ненадлежащим образом выбрал форму учета требования кредитора в деле о банкротстве, суд не должен отказывать в заявлении. Он обязан сам определить, исходя из преследуемого заявителем материально-правового интереса, в какой реестр включить его требование. Отказав в данном деле участнику строительства во включении его требования в реестр требований о передаче жилых помещений, суды лишили его возможности рассчитывать на удовлетворение, т. к. в случае повторного предъявления его требование было бы заявлено после закрытия реестра требований кредиторов должника.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



3. Банкротство застройщиков: срок закрытия реестра требований о передаче жилых помещений.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N 14452/12 Суд отменил приятые ранее по делу судебные решения и принял новое решение о включении в реестр требований о передаче жилых помещений общества требования заявителя о передаче ему спорного жилого помещения, поскольку конкурсный управляющий должен был уведомить всех известных ему участников строительства об открытии конкурсного производства и о возможности предъявления ими требований о передаче жилых помещений, но в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления конкурсным управляющим участников строительства о возможности предъявления ими своих требований.

В рамках дела о банкротстве гражданин обратился в суд с заявлением о включении в реестр требований о передаче жилых помещений должника требования о передаче жилого помещения.

Суды удовлетворили требование заявителя за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, включенных в реестр требований кредиторов. При этом указано, что включение требования заявителя в состав требований, заявленных после закрытия реестра, не нарушает его прав как участника строительства.

Заявитель не согласился с позицией судов. Он указал, что о применении правил о банкротстве застройщиков и возможности предъявить требования ему не могло быть известно ранее даты публикации соответствующих сведений. В связи с этим установленный срок для закрытия реестра требований кредиторов должен исчисляться с даты этой публикации. Президиум ВАС РФ удовлетворил требования заявителя, пояснив следующее. Предусмотренный Законом о банкротстве двухмесячный срок закрытия реестра требований кредиторов применяется и в отношении реестра требований о передаче жилых помещений.

Вместе с тем временный управляющий, конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты их утверждения уведомляют участников строительства о введении наблюдения или об открытии конкурсного производства и о возможности предъявить требования о передаче жилых помещений или денежные требования.

Если такое уведомление не состоялось или имело место после даты публикации сведений о применении правил о банкротстве застройщиков, то срок предъявления требований начинает исчисляться не ранее даты направления указанного уведомления. В материалах дела отсутствуют доказательства уведомления участников строительства о возможности предъявить свои требования. Более того, требование о передаче жилого помещения было предъявлено заявителем в двухмесячный срок с даты публикации сведений о применении правил о банкротстве застройщиков и возможности предъявления требований к должнику. При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



4. Риск последствий из-за несовпадения юридического и фактического адреса - на самой фирме

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся достоверности адресов юрлиц при их госрегистрации.

Подчеркивается, что риски, связанные с достоверностью таких данных в реестре, возлагаются на сами организации.

Соответственно, в отношениях с лицами, которые добросовестно полагаются на данные в ЕГРЮЛ, организация не вправе ссылаться на иные (не указанные в реестре) сведения об адресе.

Это касается в т. ч. и ненадлежащего извещения в ходе рассмотрения судом административного дела.

Организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, направленных на тот адрес, который имеется в реестре. Исключение - лишь случаи, когда такое расхождение возникло помимо воли юрлица. В госрегистрации могут отказать, если подтверждена информация о недостоверности представленных сведений об адресе. Приведены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о такой недостоверности.

Это "массовость" регистрации юрлиц по данному месту нахождения; указание условного почтового адреса, присвоенного недострою; адреса разрушенного здания и т. п. В таких случаях сведения считаются недостоверными, если заявитель не подтвердит, что связь с юрлицом по этому адресу все-таки возможна. Отказывая, регистрирующий орган обязан раскрыть все мотивы исчерпывающим образом. В противном случае суд может признать его решение незаконным. Отмечено, что причиной отказа не может служить тот факт, что помещение или здание, адрес которого указывается для связи с юрлицом, непригодно для ведения им своей деятельности. Регистрация юрлица по адресу жилого объекта допускается с согласия собственника (которое, в частности, предполагается, если это лицо - учредитель (участник) организации или тот, кто вправе действовать от ее имени без доверенности). Даны разъяснения на случай, когда такого согласия нет. Также разобрана ситуация, когда из-за недостоверности адреса регистрирующий орган требует через суд ликвидации юрлица. Место нахождения юрлица отражается в его учредительных документах - указывается населенный пункт (муниципалитет). Поэтому в случае, когда в ЕГРЮЛ корректируются сведения в части адреса организации в рамках ее места нахождения, указанного в учредительных документах, последние менять не требуется.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



5. Участники оборота вправе заключать договоры, предусматривающие передачу доли в праве собственности на будущую недвижимую вещь и ее выдел в натуре после создания объекта

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2013 г. N 18221/12 Суд отменил принятые ранее по делу судебные решения и направил дело на новое рассмотрение, поскольку муниципальным образованием обязанности по спорному договору были исполнены, а общество свою обязанность в части передачи 10 процентов общей площади жилого дома, возведенного на арендованном земельном участке не выполнило, следовательно, муниципальное образование вправе потребовать возмещения убытков

Договор аренды земельного участка для строительства жилого дома предусматривал, что арендатор должен передать в собственность муниципального образования 10% общей площади объекта после его ввода в эксплуатацию. В связи с неисполнением этого обязательства к арендатору был предъявлен иск о возмещении убытков. Требование не удовлетворили. Суды посчитали, что стороны не согласовали предмет договора в части определения объекта недвижимости, подлежащего передаче. Также указывалось на отсутствие какого-либо встречного предоставления со стороны муниципального образования.

Президиум ВАС РФ отменил состоявшиеся судебные акты и направил дело на новое рассмотрение. Нельзя считать, что недвижимая вещь, которая будет создана в будущем, не индивидуализирована, если стороны согласовали условия, на основании которых ее удается определить на момент исполнения обязательства. Условие, не указанное в договоре, можно также восполнить фактическими действиями стороны, связанными с исполнением его условий, совершенными в разумный срок. В случае принятия такого исполнения другой стороной условие договора должно считаться согласованным, а договор - заключенным.

Стороны согласовали характеристики участка, предоставленного в аренду. Он был поставлен на кадастровый учет. В части передачи участка договор исполнен. Дом был построен и введен в эксплуатацию. Все его характеристики, в т. ч. общая площадь и, соответственно, 10% от нее, известны. Из материалов дела также не усматривается, что на арендованном участке был построен не один жилой дом.

Гражданское законодательство не запрещает участникам оборота заключать договоры, предметом которых является передача доли в праве собственности на вещь (в т. ч. на будущую недвижимость) и выдел такой доли в натуре после создания объекта. ГК РФ прямо допускает выдел в натуре доли в праве собственности на имущество на основании решения суда. Вывод об отсутствии встречного предоставления необоснован. ГК РФ допускает различные варианты согласования сторонами условий об арендной плате, в частности путем передачи арендатором арендодателю определенной договором вещи в собственность. Также можно сочетать различные формы арендной платы.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.




Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору