РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
175  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за май 2012 года

07.06.2012

Оглавление:


Федеральные нормативно-правовые акты:


1.Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии: что изменилось?

2.Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий: направления.

3.Как ведется реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?

4.Как обжаловать заключение экспертизы проектной документации или экспертизы результатов инженерных изысканий?

5.Уточнен состав сведений кадастровых карт.


Проекты федеральных нормативно-правовых актов:


1.Госдума запретила создавать ТСЖ в недостроенных домах.


Судебная практика:


1.Договор аренды федеральной земли, предназначенной для жилищного строительства, может быть досрочно расторгнут независимо от предусмотренных ГК РФ оснований.


Федеральные нормативно-правовые акты:



1. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии: что изменилось?


Постановление Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 420 "О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

Скорректированы Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии. Уточнено, что страхуется ответственность не только владельцев опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, но и АЗС жидкого моторного топлива.


Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


2.Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий: направления.


Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 марта 2012 г. № 127 "Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов и требований к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий" (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 Апреля 2012 г. Регистрационный N 24006.

В Градостроительный кодекс РФ вносились изменения. Так, была введена негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Ее могут проводить организации, прошедшие аттестацию. Установлены перечень направлений деятельности экспертов и требования к их содержанию для получения такой аттестации. Так, проводятся экспертизы отчетной документации о выполнении инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических, экологических и геотехнических изысканий. Проектная документация проходит экспертизу в части теплогазо-, электро- и водоснабжения, водоотведения, канализации, вентиляции и кондиционирования воздуха, связи, сигнализации, систем автоматизации, объемно-планировочных и архитектурных решений и др.


Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


3.Как ведется реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?


Приказ Министерства регионального развития РФ от 16 марта 2012 г. № 102 "Об утверждении Порядка ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 Апреля 2012 г. Регистрационный N 24029.

Установлены правила ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Уполномоченное структурное подразделение Минрегиона России, занимающееся соответствующей аттестацией (переаттестацией) лиц, ведет реестр в электронном виде. В реестре отражаются следующие сведения. Это ФИО физлица, которому выдан квалификационный аттестат; номер, даты выдачи и окончания срока действия, а также отметка об аннулировании, приостановлении, выдаче дубликата такого аттестата; направления деятельности эксперта, по которым он может готовить заключения. Данные в реестре располагаются под порядковыми номерами. При этом используются арабские цифры. Информация включается в реестр не позднее 1 дня с даты выдачи, аннулирования, продления срока действия квалификационного аттестата. Удалять либо редактировать внесенные сведения нельзя (исключение - исправление технических ошибок). Данные реестра размещаются на официальном сайте Минрегиона России. Они доступны для ознакомления без взимания платы.


Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


4.Как обжаловать заключение экспертизы проектной документации или экспертизы результатов инженерных изысканий?


Приказ Министерства регионального развития РФ от 23 марта 2012 г. № 126 "Об утверждении Порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 Мая 2012 г. Регистрационный N 24284.

Застройщик, технический заказчик или их представители могут обжаловать заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в течение 3 лет со дня его утверждения.

Для обжалования необходимо лично или по почте направить заявление, копии заключения, возражения к нему и иные документы. В Минрегион России создается экспертная комиссия. В ее состав входят аттестованные эксперты. Председатель утверждается Министерством. Комиссия рассматривает заключение только в рамках предмета обжалования. Срок - не более 2 месяцев со дня представления материалов. Решение принимается простым большинством голосов. Оно является обязательным для организации экспертизы.


Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


5.Уточнен состав сведений кадастровых карт.


Приказ Министерства экономического развития РФ от 6 апреля 2012 г. № 189 "О внесении изменений в состав сведений кадастровых карт, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2009 г. № 416" (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 Мая 2012 г. Регистрационный N 24135.

Скорректирован состав сведений кадастровых карт. На публичных картах теперь также воспроизводится информация о том, что участки свободны от прав третьих лиц. Это касается земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юрлицам. Кроме того, на них отражаются сведения о пунктах опорной межевой сети (номера пунктов, координаты, типы знаков, описания местоположения пунктов (абрисы)). Ранее пункты опорной межевой сети воспроизводились только на дежурных кадастровых картах, а также картах территорий муниципальных образований и регионов.


Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.



Проекты федеральных нормативно-правовых актов:




1.Госдума запретила создавать ТСЖ в недостроенных домах.


Госдума приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому запрещается организовывать товарищества собственников жилья (ТСЖ) в строящихся зданиях, чтобы прекратить многочисленные случаи мошенничества в этой сфере, а жилкомиссии будут проверять обоснованность создания ТСЖ.

Законопроект, внесенный в Госдуму группой депутатов, был принят в первом чтении в середине ноября 2010 года. После длительного обсуждения и согласования поправок ко второму чтению в начале апреля документ, наконец, прошел и его.
В результате, депутаты законодательно запретили создание ТСЖ застройщиком в строящихся зданиях. До момента, когда собственники помещений во вновь построенных домах смогут выбрать способ управления домом, оно будет осуществляться компанией, которая выиграла организованный муниципалитетом открытый конкурс.

Также предлагается, чтобы при принятии решений о создании, реорганизации и ликвидации товарищества собственники помещений в многоквартирном доме собственноручно подписывали решения, которые будут направлены в органы регистрации юридических лиц. «Таким образом, будет существенно снижен риск фальсификаций при создании товариществ собственников жилья», – считает глава профильного комитета по законодательству Павел Крашенинников.

Кроме того, расширяется компетенция жилкомиссий – органов исполнительной власти субъектов РФ, которые контролируют использование и сохранность жилищного фонда. В частности, такие комиссии наделяются правом проверять обоснованность создания ТСЖ и соответствие их уставов действующему законодательству. Также они смогут принимать решения о составе ТСЖ и избирать их руководящие органы.

«Так что у собственников помещений отпадает необходимость по поводу любого спора запускать продолжительную и недешевую судебную процедуру», – пояснил депутат.

До 1 марта 2013 года жилкомиссии должны будут проверить законность создания всех существующих на момент принятия закона ТСЖ и избрания управляющих компаний. В дальнейшем они будут контролировать процесс создания новых товариществ.

Законопроект значительно упрощает процедуру выхода из состава уже созданных ТСЖ, объединяющих несколько многоквартирных домов. Для решения о выходе одного или нескольких домов из такого товарищества достаточно решения собственников жилья в этом доме или домах, а не всего «многодомного» ТСЖ, как это было ранее.

Документ также существенно повышает прозрачность решений, принимаемых руководством ТСЖ и управляющими компаниями на основе положения об обязательном предоставлении информации об их деятельности в соответствии с утвержденным правительством РФ стандартом информации.

«Что касается создания саморегулируемых организаций управляющих компаний, то этот вопрос вынесен из Жилищного кодекса и будет рассмотрен отдельно», – отметил Крашенинников.

Для многоквартирных домов, где ТСЖ не созданы, устанавливается возможность создания совета дома (так называемых домовых комитетов). Такой подход не уменьшает компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и при этом упрощает на практике решение вопросов по управлению многоквартирным домом, таких, как оформление актов выполненных услуг и работ, требование снижения платы при нарушении качества коммунальных услуг, представительство в суде в интересах собственников помещений. Кроме того, допускается возможность внесения прямых платежей за предоставленные услуги, минуя управляющую компанию.

«Со дня вступления в силу Жилищного кодекса прошло шесть лет. За это время на основе осуществлявшегося комитетом мониторинга накоплена богатая практика правоприменения жилищного законодательства, выявлены его «узкие места», – отметил Крашенинников.

Он убежден, что принятие законопроекта существенно укрепит права граждан при управлении их имуществом в многоквартирных домах, усилит ответственность и повысит прозрачность деятельности управляющих кампаний и ТСЖ, позволит снизить издержки, повысит эффективность управления многоквартирными домами и «положит конец многочисленным махинациям в сфере коммунальных услуг».

Документ вносит поправки в Жилищный кодекс РФ и в ряд российских законодательных актов.


Источник информационно- строительный портал Стройка.



Судебная практика:



1.Договор аренды федеральной земли, предназначенной для жилищного строительства, может быть досрочно расторгнут независимо от предусмотренных ГК РФ оснований.


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2012 г. N Ф09-8736/11 по делу N А76-1009/2011 (ключевые темы: договор аренды земельного участка - Закон о содействии развитию жилищного строительства - передача прав - распоряжение земельными участками - управление федеральным имуществом).

Заявителю было отказано в досрочном расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предназначенного для жилищного строительства. Суды указали, что в соответствии с Законом о содействии развитию жилищного строительства к спорным правоотношениям по расторжению договора аренды земельного участка не применяются нормы ГК РФ. Однако это не исключает необходимости руководствоваться нормами ЗК РФ, имеющего большую юридическую силу, чем названный закон. Согласно ЗК РФ досрочно расторгнуть договор аренды земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, заключенный на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя можно только по решению суда при существенном нарушении договора арендатором. Окружной суд направил дело на новое рассмотрение по следующим основаниям. Положение ЗК РФ, которое применено судами, не содержит какой-либо особенной нормы права, отличной от правовой нормы ГК РФ, также предусматривающей досрочное расторжение договора аренды по требованию арендодателя в случае существенного нарушения условий договора. Относительно расторжения договора аренды земельного участка ЗК РФ не предусмотрено регулирования, отличного от гражданского законодательства. Поэтому ссылку судов на то, что закон не называет ЗК РФ наряду с ГК РФ, и вывод судов о преимуществе земельного законодательства над гражданским следует считать ошибочными. Отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами. Закон о содействии развитию жилищного строительства как раз и является таким законом. Согласно ему договоры аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предназначенных для жилищного строительства, могут быть досрочно расторгнуты независимо от оснований, предусмотренных ГК РФ. Данная норма подлежала применению, но не была применена судами.


Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору