РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве, регулирующем строительную деятельность в период с октября по декабрь 2023 года

30.01.2024

Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.       Усовершенствованапроцедура строительства на участках для разведки и добычи полезных ископаемых

2.       Планируетсяусовершенствовать техническое регулирование в строительстве

3.       Гражданскиедела по самострою: проведение судебной строительно-технической экспертизыдоверят только государственной организации

4.       Предложеноуточнить особенности получения разрешений на строительство

5.       Строительствои реконструкция объектов инфраструктуры с использованием облигацийспециализированных обществ: уточнят порядок возмещения затрат

6.       Изменилсяпорядок принятия решений о финансировании недостроев

7.       Строить линейные объекты в национальных парках при осуществлении рекреационной деятельности надо будет по особым правилам

8.       Появилсяновый сводный перечень строительных ресурсов - представителей

9.       РазъясненияМинстроя по вопросам размещения строений на земельном участке

10.   Строительныйнадзор: появится новое основание для внеплановой проверки

11.   Рекомендованыиндексы изменения сметной стоимости строительства на III квартал

12.   Обновленыправила отбора проектов строительства объектов в целях финансирования сиспользованием облигаций специализированных обществ

13.   Строительныйнадзор: появится новое основание для внеплановой проверки

14.   Застройщик-банкрот и приобретатель могут определить правопритязания всех участников строительства независимо от учета их требований в реестре

15.   Минстрой уточнил порядок расчета нормативных затрат на оказание учреждениями некоторых услуг

16.   Отменены установленные Минстроем типовые условия контрактов на строительство

17.   В рамках строительного контроля заказчик не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика

18.   Об НДС при долевом строительстве апартаментного комплекса

19.   Проектно-изыскательскиеи строительно-монтажные работы: в какой момент определяется налоговая база поналогу на прибыль и НДС

20.   Разъяснено,распространяются ли ограничения на закупку иностранной радиоэлектроннойпродукции на строительные работы

21.   Нужно ли платить НДС при передачезастройщиком участнику долевого строительства нежилых помещений вмногоквартирном доме - ответ Минфина

22.   Минфин решил вопрос с НДС при получении застройщиком платы за услуги

Практика:

1.       Признаваяпостройку самовольной, суд обязан определить ее дальнейшую судьбу

2.       Еслиу инвестора в итоге отобрали возведенный объект, это еще не значит, чтозастройщик должен вернуть ему деньги

3.       Подрядчику, не доказавшему фактвыполнения работ, отказали во взыскании их оплаты

4.       ВС разъяснил, в каком случае подрядчик имеет право на оплату допработ

 

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.Усовершенствована процедура строительства на участках для разведки и добычи полезных ископаемых

Документ: Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 576-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"

Роснедра готовят, утверждают и размещают на своем сайте карты и схемы, на которых в отношении земель и участков, расположенных вне населенных пунктов, отображаются месторождения полезных ископаемых, а также границы предоставленных в пользование участков недр в виде горного отвода.

Не нужно получать заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящего строительства вне населенных пунктов. Согласовывать строительство на участках, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых, надо только в отношении участков, расположенных в границах площадей, отображенных на картах и схемах.

Недропользователь может ограничивать строительство в границах его горного отвода.

При установлении спецтребований к участникам аукциона на право пользования участками недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по совмещенной лицензии или разведки и добычи дефицитных видов твердых полезных ископаемых в условия аукциона включается требование о производстве на территории России с использованием таких ископаемых продукции с высокой долей добавленной стоимости. Указан порядок установления минимального размера разового платежа за пользование недрами.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением некоторых положений.

2.Планируется усовершенствовать техническое регулирование в строительстве

Документ: Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (документ не вступил в силу)

15 декабря 2023 г. Госдума приняла поправки к техрегламенту о безопасности зданий и сооружений.
Уточняется понятийный аппарат.
Пересматривается перечень документов, обеспечивающих соблюдение требований техрегламента. Помимо национальных регламентов и сводов правил, это также:
- международные, региональные и иностранные регламенты и  своды правил, включенные в Федеральный информационный фонд техрегламентов и стандартов;
- стандарты организаций, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов;
- результаты обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений требованиям техрегламента, утвержденные разработчиком проектной документации.
Необходимость применения международных, региональных и иностранных регламентов и  сводов правил, а также стандартов организаций может быть установлена в задании на проектирование.
В проектной документации зданий и сооружений должны быть предусмотрены устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов. Планируется исключить указание на то, что данное требование должно соблюдаться в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 г., за исключением положений, которые будут действовать с 1 марта 2026 г.

3.Гражданские дела по самострою: проведение судебной строительно-технической экспертизы доверят только государственной организации

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2023 г. N 3041-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. № 3214-р"

Расширен перечень судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями. В него включена судебная строительно-техническая экспертиза, которая назначается по гражданским делам, связанным с самовольным строительством.

4.Предложено уточнить особенности получения разрешений на строительство

Документ: Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. № 575" (подготовлен Минстроем России 23.10.2023)

До 1 января 2024 г. для получения разрешения на строительство не потребуется согласование архитектурно-градостроительного облика объекта, если для подготовки проектной документации использована информация из градостроительного плана земельного участка, выданного до 1 сентября 2023 г. и не ранее чем за 3 года до подачи заявления на получение разрешения.

5.Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ: уточнят порядок возмещения затрат

Документ: Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 439" (подготовлен Минстроем России 20.11.2023)

Затраты специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям финансируются за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета АО "ДОМ.РФ". Предложено изменить порядок расчета размера затрат специализированного общества, подлежащих возмещению за счет субсидии.

6.Изменился порядок принятия решений о финансировании недостроев

Документ: Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2023 г. № 1960 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Правительство уточнило порядок принятия Фондом защиты прав дольщиков решений о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению недостроев.

В частности, объем финансирования за счет имущества Фонда не может быть выше предельного уровня федерального софинансирования расходов региона. Он определяется на основании ходатайства региона о восстановлении прав дольщиков или об изменении способа их восстановления.

Фонд может принять решение о финансировании, если на дату подачи ходатайства стоимость его имущества, сформированного в целях финансирования завершения недостроев, превышает размер обязательств, принятых Фондом в соответствии с ранее принятыми решениями о финансировании и изменении способа восстановления прав граждан. При невозможности принятия такого решения по причине несоблюдения этого условия Фонд уведомляет об этом регион, который должен отозвать свое ходатайство о восстановлении прав дольщиков.

Ряд поправок касается субсидирования Фонда в целях завершения недостроев.

7.Строить линейные объекты в национальных парках при осуществлении рекреационной деятельности надо будет по особым правилам

Документ: Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2023 г. № 2040 “Об утверждении особенностей строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в национальных парках при осуществлении на их территориях рекреационной деятельности” (документ не вступил в силу)

Определены особенности строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в национальных парках при осуществлении рекреационной деятельности.
В частности, должно быть обеспечено устройство специальных переходов (экодуков) в местах пересечения линейными объектами путей миграции объектов животного мира.
Конкретный перечень мероприятий указывается в соглашении об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.

8.Появился новый сводный перечень строительных ресурсов - представителей

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 октября 2023 г. № 716/пр “О формировании сводного перечня строительных ресурсов-представителей”

Минстрой обновил сводный перечень строительных ресурсов - представителей, который применяется при определении индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов.

Прежний перечень признан утратившим силу.

9.Разъяснения Минстроя по вопросам размещения строений на земельном участке

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 ноября 2023 г. № 29961-ОГ/08 «О размещении строений на земельном участке»

В силу ГК объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 м.
Параметры строительства хозяйственных построек, зданий и сооружений, вспомогательных по отношению к жилым домам, в том числе гаража, определяются градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на участки.
При подготовке проекта правил землепользования и застройки учитываются требования техрегламентов.
Утвержденные до вступления в силу нового Закона о садоводстве и огородничестве проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, а также иные документы, на основании которых распределялись участки в границах таких территорий, действительны.

10.Утвержден список актов, соблюдение требований которых оценивается в рамках выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию некоторых объектов капстроительства

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 августа 2023 г. № 602/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на ввод в эксплуатацию возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)"

Минстрой установил перечень НПА с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается в рамках выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию ряда объектов капстроительства, указанных в ГрК РФ (кроме объектов, в отношении которых такие разрешения выдают иные федеральные госорганы).

11.Рекомендованы индексы изменения сметной стоимости строительства на III квартал

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 октября 2023 г. N 60915-АЛ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2023 г.»

Приведены рекомендуемые индексы изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2023 г., включая пусконаладочные работы.
Они разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. с использованием данных региональных органов и ФАУ "Главгосэкспертиза России" за II квартал 2023 г. с учетом прогнозного показателя инфляции.

12.Обновлены правила отбора проектов строительства объектов в целях финансирования с использованием облигаций специализированных обществ

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 сентября 2023 г. № 668/пр "Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по отбору проектов при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и порядка принятия Межведомственной комиссией по отбору проектов при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации решений об отборе проектов" (документ не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 Октября 2023 г. Регистрационный N 75674.

Строительство (реконструкция) объектов инфраструктуры может финансироваться с использованием облигаций специализированных обществ. Отбором проектов занимается специальная межведомственная комиссия. Минстрой обновил порядок ее работы и процедуру принятия решений.
В частности, комиссия будет принимать решения в т. ч. об отборе концессионного проекта, проекта государственно-частного партнерства, а также проекта строительства наемных домов в целях предоставления специализированным обществом займов. Также она будет оценивать соответствие проектов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, в т. ч. с приобретением общественного транспорта, и наемных домов установленным требованиям.
Ранее действовавшие положение о комиссии и порядок принятия решений признаны утратившими силу.

13.Строительный надзор: появится новое основание для внеплановой проверки

Документ: Доработанный текст проекта Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр" (подготовлен Минстроем России 27.09.2023)

Минстрой планирует дополнить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в рамках государственного строительного надзора. Доработан проект соответствующих изменений.

Основанием для внеплановой проверки станет истечение срока временной эксплуатации линейных объектов инфраструктуры, установленного решением комиссии до момента получения заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капстроительства требованиям проектной документации или информационной модели.

14.Застройщик-банкрот и приобретатель могут определить правопритязания всех участников строительства независимо от учета их требований в реестре

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 октября 2023 г. № 62599-НС/07 «Об особенностях урегулирования обязательств должника, являющегося застройщиком»

Участник строительства, включенный в реестр требований после вынесения определения арбитражного суда о передаче организации, отвечающей требованиям, предъявляемым к застройщику в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве, имущества и обязательств застройщика-банкрота, может обратиться к приобретателю для удовлетворения своих требований.
Законодательство не запрещает включать требования в реестр после передачи имущества и обязательств застройщика-банкрота приобретателю.
Определение о передаче имущества и обязательств должника не влечет прекращения записи о госрегистрации договора участия в долевом строительстве, а также не препятствует корректировке инвестплана приобретателя.
Законодательство не запрещает удовлетворять требования участников строительства, включенные в реестр после передачи фонду защиты прав дольщиков имущества и обязательств застройщика.

15.Минстрой уточнил порядок расчета нормативных затрат на оказание учреждениями некоторых услуг

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 октября 2023 г. N 713/пр “О внесении изменений в Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, градостроительной деятельности, строительства и архитектуры, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации...” (документ не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 Ноября 2023 г. Регистрационный N 75949.

Скорректирован порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере ЖКХ, благоустройства, градостроительной деятельности, строительства и архитектуры, применяемых при расчете объема субсидии на выполнение учреждениями госзадания.
Так, из базового норматива затрат, непосредственно связанного с оказанием услуги, исключены расходы на формирование резерва на полное восстановление состава объектов используемого особо ценного движимого имущества. Аналогичным образом уточнен состав базового норматива затрат на общехозяйственные нужды. В перечень корректирующих коэффициентов дополнительно включен коэффициент приведения.
Поправки применяются начиная с госзадания на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг.

16.Отменены установленные Минстроем типовые условия контрактов на строительство

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 августа 2023 г. № 613/пр "О признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 9/пр и от 14 октября 2021 г. N 750/пр"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 Ноября 2023 г. Регистрационный N 76000.

Типовые условия контрактов определяет Правительство. В связи с этим отменены установленные Минстроем типовые условия контрактов на создание и реконструкцию объекта капстроительства.

17.В рамках строительного контроля заказчик не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 ноября 2023 г. № 31273-ОГ/08 «Об осуществлении строительного контроля»

Участники строительства своими организационно-распорядительными документами (приказами) назначают персонально ответственных основных должностных лиц.
Застройщик (технический заказчик) назначает своего ответственного представителя по вопросам строительного контроля с указанием номера в реестре специалистов в области строительства.
Лицо, осуществляющее строительство, назначает в том числе специалиста по организации строительства и своего представителя по вопросам строительного контроля с указанием номера в реестре.
В рамках выполнения работ по договору строительного подряда заказчик может осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

18.Об НДС при долевом строительстве апартаментного комплекса

Документ: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 августа 2023 г. N 03-07-07/83491 «О применении освобождения от налогообложения НДС в отношении услуг застройщика, оказываемых на основании договора участия в долевом строительстве, согласно которому объектами долевого строительства являются входящие в состав аппартаментного комплекса помещения, предназначенные для временного проживания (без права на постоянную регистрацию), нежилые помещения и машино-места»

Минфин разъяснил, в каких случаях услуги застройщика освобождаются от НДС.

Если объектами долевого строительства являются входящие в состав апартаментного комплекса помещения, предназначенные для временного проживания (без права на постоянную регистрацию), нежилые помещения и машино-места, то необходимо иметь в виду следующее. С 1 января 2024 г. услуги застройщика облагаются НДС, если разрешение на строительство указанного апартаментного комплекса получено после этой даты.

19.Проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы: в какой момент определяется налоговая база по налогу на прибыль и НДС

Документ: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 октября 2023 г. N 03-03-06/1/96189 «Об определении даты получения дохода от выполнения работ для целей налогообложения прибыли и о выставлении счетов-фактур в отношении выполненных подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ»

Для целей налогообложения прибыли датой получения дохода от выполнения работ признается дата передачи результатов выполненных работ одним лицом другому.
Порядок передачи результатов выполненных работ определяется гражданским законодательством.
В целях НДС днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.
Счета-фактуры в отношении выполненных подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ выставляются не позднее 5 календарных дней, считая с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки данных работ.

20.Разъяснено, распространяются ли ограничения на закупку иностранной радиоэлектронной продукции на строительные работы

Документ: Письмо Минфина России, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 ноября 2023 г. №№ 24-01-07/111357, ШВ-124486/11, АЗ-П29-085-243351, 78336-СМ/09 “Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Правительством установлено ограничение на допуск к закупке иностранного товара, являющегося радиоэлектронной продукцией.
При закупке работ в сфере строительства объектом является работа.
Таким образом, ограничение при закупке работ, в том числе в сфере строительства, при выполнении которых поставляется товар, в настоящее время не применяется. Аналогично ограничение не применяется при закупке услуг.

21.Нужно ли платить НДС при передаче застройщиком участнику долевого строительства нежилых помещений в многоквартирном доме - ответ Минфина

Документ: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 сентября 2023 г. N 03-07-07/92596 «О применении НДС организацией-застройщиком при передаче нежилых помещений, входящих в состав жилого дома»

Услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу участнику нежилых помещений в многоквартирном доме, не облагаются НДС.

22.Минфин решил вопрос с НДС при получении застройщиком платы за услуги

Документ: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 октября 2023 г. N 03-07-11/93729 «О ставке НДС в отношении услуг застройщика, подлежащих налогообложению данным налогом»

При получении застройщиком денежных средств, связанных с оплатой его услуг, облагаемых НДС по ставке 20%, эти суммы включаются застройщиком в налоговую базу. В отношении таких средств применяется расчетная ставка в размере 20/120.

Практика:

1.Признавая постройку самовольной, суд обязан определить ее дальнейшую судьбу

Документ: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2023 г. N 19-КГ23-22-К5 Дело по иску о сносе самовольной постройки направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку суд апелляционной инстанции, установив нарушение прав и охраняемых законом интересов истца, не разрешил спор по существу и не определил надлежащий способ восстановления нарушенного права истца

Местная администрация потребовала признать жилой дом самовольной постройкой и снести его.
Как указал истец, объект ИЖС не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства и реконструкции. Кроме того, ранее ответчику в рамках иного дела уже отказали в признании его права собственности на возведенный объект.
Две инстанции признали объект самостроем, однако требование о его сносе не удовлетворили. ВС РФ отправил дело на пересмотр.
По ГК РФ использование самовольной постройки не допускается. Таковая подлежит сносу или приведению в соответствие с установленными параметрами.
Таким образом, если суд устанавливает, что постройка является самовольной, он должен определить ее юридическую судьбу. Для этого необходимо возложить на лицо, создавшее ее, обязанность снести ее или привести в соответствие с требованиями, либо признать за ним право собственности на подобный объект. В данном случае нижестоящие инстанции этого не сделали.

2.Если у инвестора в итоге отобрали возведенный объект, это еще не значит, что застройщик должен вернуть ему деньги

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 октября 2023 г. N 301-ЭС23-11499 по делу N А79-4658/2022 Суд направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции дело о взыскании неосновательного обогащения, поскольку при наличии противоречивых сведений о моменте возведения и введения в эксплуатацию котельной, за строительство которой истец уплатил ответчику испрашиваемые денежные средства, суды данный вопрос не выясняли, соответствующие документы у сторон не запрашивали

Компания потребовала взыскать с общества неосновательное обогащение.Три инстанции удовлетворили требование. ВС РФ отправил дело на пересмотр.

Компания инвестировала строительство обществом котельной для МКД. Стороны исполнили обязательства по договору, истец зарегистрировал свое право собственности. Между тем позже по решению суда спорный объект признали общим имуществом собственников помещений двух МКД, права инвестора на котельную прекратили. Из-за этого он обратился в суд с иском к обществу-застройщику.

Нижестоящие суды исходили из преюдициального значения упомянутого судебного акта, которым помещение котельной признали общим имуществом собственников в МКД.

Между тем одну лишь оценку конкретного доказательства не рассматривают как основание, необходимое и достаточное для вывода о преюдиции. Кроме того, в упомянутом ином деле суд не исследовал отношения общества и компании по заключению и исполнению договора, поименованного ими как инвестиционный. Вместе с тем данные обстоятельства значимы для разрешения настоящего спора. В связи с этим в данном случае требовалось оценить договор, заключенный между сторонами спора, и их разногласия в т. ч. относительно его правовой природы.

3.Подрядчику, не доказавшему факт выполнения работ, отказали во взыскании их оплаты

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2023 г. N 305-ЭС21-24521 по делу N А40-178725/2020 Суд отменил вынесенные ранее судебные акты апелляционной и кассационной инстанций, оставив в силе решение суда первой инстанции по делу о взыскании задолженности по договору подряда, поскольку суды не дали должной оценки доводам ответчика о недопустимости и недостаточности доказательств, представленных истцом в подтверждение факта выполнения спорных работ, в то время как эти факты были надлежащим образом проверены судом первой инстанции и получили всестороннюю оценку

Компания потребовала взыскать с общества долг по оплате работ, выполненных по договору субподряда.
ВС РФ счел требование необоснованным.
Компания не доказала факт выполнения работ в заявленных объемах на испрашиваемую сумму. В оригинале она представила только акты КС-2 и КС-3. Остальные документы имелись у нее лишь в копиях.
При этом упомянутые акты, равно как и иные материалы, сами по себе не доказывают факт выполнения спорных работ силами истца и их приемки ответчиком. Действительность отраженных в них сведений не подтверждена первичной документацией.
Договор предусматривал, что компания при проведении работ должна была вести определенную документацию (реестры, акты освидетельствования, отчеты, общий журнал и т. п.). Также соглашением устанавливался порядок приемки задания. Выполнение этих условие не доказано.
Истец не представил необходимых материалов, ссылаясь на их отсутствие у него. Предъявленный акт сверки расчетов не является первичным учетным документом и не доказывает, что спорные работы выполнены именно компанией. Он лишь отражает наличие или отсутствие задолженности у одной из сторон.
Подтверждений того, что ответчик уклонялся от приемки работ, также нет.

4.ВС разъяснил, в каком случае подрядчик имеет право на оплату допработ

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2023 г. N 310-ЭС23-12815 по делу N А68-9505/2020 Суд отменил вынесенные ранее судебные решения по делу о взыскании задолженности и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судами не исследованы все доказательства, имеющие значение для дела

Суды удовлетворили иск подрядчика о взыскании оплаты за дополнительные работы. Они сочли, что без допработ подрядчик не смог бы закончить объект. Тем более заказчик согласовал их выполнение.
Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр.
Цена контракта может быть увеличена более чем на 10% только в том случае, если невыполнение допработ угрожает годности и прочности результата. В данном случае стоимость неучтенных в смете работ превысила цену контракта. Суды должны были выяснить, как их невыполнение могло повлиять на исполнение обязательств.
Заказчик оспаривал обязательность работ. В этом случае подрядчик должен отложить их выполнение с целью оформления допсоглашения в той же форме, что и договор. В обход этой процедуры он не может произвольно включить в контракт дополнительные объемы, а затем предъявить их к оплате.


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору