РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве, регулирующем строительную деятельность в период с октября 2020 года по март 2021 года

02.04.2021

Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Почти 1 300 актов с обязательными требованиями пока не подпадут под "регуляторную гильотину".
  2. Кабмин уточнил порядок наполнения ЕИС ЖС.
  3. Как получить разрешение на строительство объектов инфраструктуры ТОСЭР, входящих в состав ДФО и Арктической зоны.
  4. Обновлены требования по безопасности труда при строительстве, реконструкции и ремонте.
  5. Изменились правила выполнения работ на высоте.
  6. Минстрой разъяснил особенности отражения общей площади жилого помещения в проектной декларации.
  7. Минстрой прокомментировал основные изменения, которые были внесены в градостроительное законодательство в 2019-2020 гг.
  8. Закупки по 44-ФЗ: Минфин разъяснил, как подтвердить опыт выполнения технически и технологически сложных работ.
  9. Долевое строительство: как застройщику признать расходы в виде процентов по целевому кредиту.
  10. УСН: в доходах застройщиков учитывается разница между ценой договоров долевого участия и фактическими затратами на строительство.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может стать основанием для регистрации права в ЕГРН

 

Практика:

  1. Подрядчик не вправе требовать с заказчика уплаты НДС сверх твердой цены договора подряда, тем более если спорная сумма фактически является компенсацией НДС, уплаченного подрядчиком своим контрагентам.
  2. Суд указал, когда доработка архитектурного проекта считается правомерной.

 

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Почти 1 300 актов с обязательными требованиями пока не подпадут под "регуляторную гильотину"

Документ: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467 “Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации”

Правительство определило перечни нормативно-правовых актов, временно не подпадающих под "регуляторную гильотину". Это почти 1 300 актов, содержащих обязательные требования, исполнение которых проверяется контролирующими органами.
Определены сроки продления действия указанных актов.
Постановление вступило в силу с 1 января 2021 г.

  1. Кабмин уточнил порядок наполнения ЕИС ЖС

Документ: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2448 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

Предусмотрено взаимодействие единой информационной системы жилищного строительства (ЕИС ЖС) в т. ч. с информсистемами органов местного самоуправления с учетом особенностей, установленных для взаимодействия с иными информсистемами.
Уточнен порядок наполнения ЕИС ЖС. Размещаются в т. ч. выданные застройщикам разрешения на возведение объектов капстроительства жилого назначения, а также градостроительные планы земельных участков.
Постановление о ЕИС ЖС будет действовать в течение 6 лет со дня вступления его в силу

 

  1. Как получить разрешение на строительство объектов инфраструктуры ТОСЭР, входящих в состав ДФО и Арктической зоны

Документ: Приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики от 26 января 2021 г. N 13 “Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления государственных услуг по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства инфраструктуры Арктической зоны и инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны”

Органы власти, на которые возложены госконтроль (надзор), лицензирование и аккредитация, должны размещать на своих сайтах перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
С 1 февраля 2021 г. действует перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Минвостокразвития в рамках выдачи разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию объектов капстроительства инфраструктуры Арктической зоны и инфраструктуры ТОСЭР, входящих в состав ДФО и Арктической зоны.

  1. Обновлены требования по безопасности труда при строительстве, реконструкции и ремонте

Документ: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 г. № 883н “Об утверждении Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 Декабря 2020 г. Регистрационный N 61787.

На 2021-2025 гг. Минтруд установил новые правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте. Они разработаны с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в данной сфере.
Предусмотрена возможность ведения электронного документооборота в указанной области.
Прежние правила признаны утратившими силу.
Приказ вступил в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2025

  1. Изменились правила выполнения работ на высоте

Документ: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 № 782н “Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте”

С 1 января 2021 года вступили новые правила, касающиеся охраны труда при работе на высоте.

  1. Минстрой разъяснил особенности отражения общей площади жилого помещения в проектной декларации

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2020 г. № 53201-ИФ/07 О принципе подсчета общей площади жилого помещения

С 13 декабря 2020 г. применяется новая форма проектной декларации.
Она предусматривает следующий принцип подсчета общей площади жилого помещения: указывается сумма площадей всех отапливаемых помещений (жилых комнат и вспомогательных помещений) и всех помещений (лоджий, балконов, веранд, террас, холодных кладовых и тамбуров) без понижающего коэффициента. Данный порядок распространяется на проектные декларации, по которым положительное заключение экспертизы получено после 13 декабря 2020 г.
При этом информация о проекте строительства указывается в соответствии с технико-экономическими показателями, определенными положительным заключением экспертизы проектной документации и разрешением на строительство.
Вносить изменения в проектные декларации, размещенные в ЕИС жилищного строительства до 13 декабря 2020 г., в части указания общей площади жилых помещений без учета понижающего коэффициента, не нужно.

  1. Минстрой прокомментировал основные изменения, которые были внесены в градостроительное законодательство в 2019-2020 гг.

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 декабря 2020 г. № 52046-ДВ/01 Об основных изменениях в градостроительном законодательстве

Минстрой подготовил обзор изменений, внесенных в градостроительное законодательство в 2019-2020 гг.
В частности, введены новые институты градостроительной деятельности, повышающие скорость информационного обмена сведениями, проектирования и строительства, а также прозрачность и доступность информации.
Сокращены сроки подготовки, согласования и утверждения документов территориального планирования. С 3 до 6 лет увеличен срок, в течение которого после утверждения проекта планировки территории может быть принято решение об изъятии недвижимости для госнужд. Предусмотрена возможность реконструкции существующего линейного объекта на основании единого проекта планировки территории.
Снят запрет на размещение объектов в границах водоохранных зон при условии прохождения государственной экологической экспертизы.
Исключена необходимость проведения государственного строительного надзора, если проектная документация подлежит экспертизе только в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.
Введена двухуровневая система ИСОГД на муниципальном и региональном уровнях.

  1. Закупки по 44-ФЗ: Минфин разъяснил, как подтвердить опыт выполнения технически и технологически сложных работ

Документ: Письмо Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 24-05-05/105842 "О рассмотрении обращения"

Участники закупок отдельных видов работ, которые проводятся посредством конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных и закрытых конкурсов или аукционов, должны подтвердить наличие опыта. Минфин разъяснил, какие документы нужны и какие требования к ним предъявляются.

  1. Долевое строительство: как застройщику признать расходы в виде процентов по целевому кредиту

Документ: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 декабря 2020 г. N 03-03-06/1/110010 Об определении даты признания расходов в виде процентов, которые исчислены исходя из условий кредитного договора, заключенного между специализированным застройщиком и уполномоченным банком

Минфин разъяснил, как признаются расходы в виде процентов по кредитному договору между специализированным застройщиком и уполномоченным банком в рамках долевого строительства.

  1. УСН: в доходах застройщиков учитывается разница между ценой договоров долевого участия и фактическими затратами на строительство

Документ: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 ноября 2020 г. N 03-11-10/101807 Об определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, организацией-застройщиком

С 1 января 2020 г. в состав доходов, учитываемых при УСН, у застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство.


 


Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

      1.  Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может стать основанием для регистрации права в ЕГРН

Досье на проект федерального закона № 1099901-7 “О внесении изменений в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения возможности осуществления государственной регистрации прав на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию” (внесен 25.01.2021 Правительством РФ)

25 января 2021 г. в Госдуму поступил законопроект, позволяющий застройщику на основании одного заявления о вводе объекта в эксплуатацию, направляемого в уполномоченный орган, получить весь комплекс необходимых услуг вплоть до внесения записи о праве на такой объект в ЕГРН.
Для этого застройщику необходимо будет, помимо технического плана объекта, представить документ об уплате госпошлины за госрегистрацию прав.
Нововведение не будет касаться многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, создаваемых в рамках Закона о долевом строительстве, а также многоквартирных домов, создаваемых жилищно-строительными кооперативами.

 

Практика:

  1. Подрядчик не вправе требовать с заказчика уплаты НДС сверх твердой цены договора подряда, тем более если спорная сумма фактически является компенсацией НДС, уплаченного подрядчиком своим контрагентам

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2020 г. N 303-ЭС20-10766 по делу N А24-5838/2019 Суд отменил вынесенные ранее судебные решения и отказал в удовлетворении иска о взыскании затрат на уплату налога на добавленную стоимость по договору подряда, поскольку суды первой, апелляционной и кассационной инстанций не приняли во внимание, что в данном случае истец просит взыскать не суммы налога, подлежащие уплате им самим как налогоплательщиком при реализации работ по договору подряда в пользу ответчика, а требует компенсации сумм НДС, уплаченных им своим контрагентам в цене приобретенных у них товаров (работ, услуг)

Подрядчик полагает, что заказчик должен уплатить ему НДС сверх цены договора.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию подрядчика необоснованной.
Возможность увеличения цены сделки и дополнительного взыскания сумм НДС с покупателя в случае неправильного учета налога продавцом при формировании окончательного размера цены договора допускается только в случаях, когда такая возможность согласована обеими сторонами договора либо предусмотрена нормативными правовыми актами.
Суд установил, что цена договора подряда является твердой, договор не содержит положений о возможности ее увеличения в связи с изменением налоговых обязательств исполнителя. Закон, который устанавливает обязательность пересмотра договорной цены, в рассматриваемой ситуации отсутствует.
Кроме того, подрядчик по сути просил взыскать не НДС, подлежащий уплате им самим как налогоплательщиком при реализации работ, а требовал компенсации сумм НДС, уплаченных им своим контрагентам в цене приобретенных у них товаров (работ, услуг). Такие издержки покрываются за счет предусмотренного сметой вознаграждения подрядчика, если они не включены в цену договора или иным образом не согласованы сторонами.

  1. Суд указал, когда доработка архитектурного проекта считается правомерной

Документ: Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19 ноября 2020 г. N С01-1356/2020 по делу N А14-12483/2019 Суд оставил без изменения вынесенные ранее судебные решения по делу о взыскании компенсации за нарушение авторских прав на использование архитектурных решений при строительстве промышленного объекта капитального строительства, поскольку доработка проектной документации и последующая передача всей документации заказчику не могут быть признаны незаконным использованием спорных архитектурных решений, а архитектурное произведение было использовано ответчиком в тех целях, для которых и был заключен соответствующий договор

Истец разработал для подрядчика проектную документацию, в которой имеются архитектурные решения - объект авторского права. Часть документации не соответствовала требованиям, и ответчик ее доработал, в том числе и архитектурную часть. Истец решил, что доработка документации и последующая ее передача заказчику строительства незаконны, и потребовал компенсацию. Суды отказали в иске. Суд по интеллектуальным правам согласился с этим.
Несмотря на то, что истец имеет исключительные права на созданные им архитектурные решения, подрядчик и заказчик вправе использовать их в целях, для которых заключен договор - это строительство объекта. Необходимость доработки документации подтверждена экспертизой. Без этого объект построить было нельзя.

 

 

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору