РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
178  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за 2 квартал 2017 года

20.12.2017

Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

1. Вводятся сертификациярадиаторов отопления и декларирование соответствия строительных растворов

2. Об энергоэффективности зданий,строений, сооружений

3. Строительство погосконтрактам: какие виды работ и в каком объеме подрядчик должен выполнятьсам?

4. Каким требованиям должен отвечать проект планировки территорий, предусматривающий размещение линейных объектов?

5. Будет создан общедоступный банк данных о наиболее эффективных технологиях по энергосбережению в многоквартирных домах и административных зданиях

6. Строительство сетей теплоснабжения: исчерпывающий перечень процедур

7. Выполнение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется не во всех случаях

8. Госпрограмма обеспечения доступным и комфортным жильем дополнена новыми проектами в сфере ипотеки, арендного жилья и повышения качества услуг ЖКХ

9. Урегулирован порядок признания проектной документации повторного использования экономически эффективной

10. Порядок уведомления СРО об обязательствах по договорам подряда, заключенным с помощью конкурентных способов

11. Градостроительный план как информационный документ: новая форма, порядок заполнения

12. Подтверждение аналогичности характеристик объекта капстроительства и условий территории характеристикам и условиям, с учетом которых проектная документация повторного использования готовилась для первоначального применения

13. Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства нежилых объектов: форма реестра описаний процедур

14. Проверка достоверности сметной стоимости строительства: что должно содержать заключение экспертов?

15. Риск-ориентированный подход при контроле в сфере строительства особо опасных, технически сложных и уникальных объектов: методика определения категории риска

16. Ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования: порядок

17. Сметные нормативы, предназначенные для определения стоимости реставрационных работ и включенные в ряд сборников, действуют до 31 мая 2017 г.

18. О классификаторе строительных ресурсов

19. Уточнены правила получения сведений из реестра СРО в сфере строительства

20. О надзоре за деятельностьюСРО в области инженерных изысканий, проектирования, строительства,реконструкции и капремонта

21. Кадастровые работы: XML-схема для формирования карты-планатерритории

22. Актуализирован перечень стандартов в области безопасности зданий и сооружений

23. Об учете и регистрациии в отношении созданных зданий

24. Об обязательности проверки достоверности сметной стоимости в капитальном строительстве

25. Мониторинг цен строительных ресурсов: формы предоставления информации

26. Саморегулируемые организации в сфере строительства: разъяснения Минстроя России

27. О кадастровом учете жилого дома блокированной застройки

28. О предварительном отборе подрядных организаций для выполнения работ по капремонту общего имущества многоквартирных домов

29. Предъявление требований к опыту организаций в проектировании зданий, эксплуатируемых в условиях экстремально низких температур, - вне сферы действия Закона о контрактной системе

30. Определение исполнителя капремонта общего имущества в многоквартирном доме: нормативное регулирование закупок

31. Куда обращаться за разрешением, если запланирована реконструкция линейного объекта на территории ЗАТО, границы которого не совпадают с границами региона?

32. Бюджетное финансирование капстроительства объектов Россельхознадзора: смета должна быть проверена ФАУ "Главгосэкспертиза России"

33. Если документы на кадастровый учет и (или) госрегистрацию прав находятся в электронном хранилище и им присвоены УИН, нужно ли их предоставлять вместе с заявлением?

34. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на апрель 2017 г.

35. Актуальный сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства

36. Разъяснения по формированию цен на строительство

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Госдума рассмотрит предложениеоб упрощении строительства и ремонта линейных объектов

2. Жилье для детей-сирот: законопроект

3. Предложено уточнить порядок использования средств фонда капремонта

4. Госкорпорация"Росатом" будет выдавать разрешения на строительство и ввод вэксплуатацию объектов использования атомной энергии

5. Региональный строительный надзор: количество проверок будет зависеть от категории риска объекта?

6. Контроль в сфере долевого строительства многоквартирных домов: внедряется риск-ориентированный подход

7. При надзоре в каких еще областях планируется применять риск-ориентированный подход?

8. Использование, техобслуживание, ремонт и техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования: проверку деятельности планируется проводить ежегодно

9. Отчеты ЖСК о ведении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов: предложены правила предоставления

10. Особенности выполнения электропроводки в зданиях с токопроводящими медными жилами или жилами из алюминиевых сплавов: проект приказа Минэнерго России

11. Размещение в Интернете сведений о проектной документации, в отношении которой выдано положительное заключение госэкспертизы: проект формы

12. Предложены критерии определения технической возможности установки в зданиях оборудования, позволяющего автоматически регулировать потребление тепла

13. Предложены требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений

14. Пропишут требования к формату электронных документов, представляемых для выдачи разрешения на строительство

15. Описание процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов нежилого назначения: проект формы реестра

16. Предложено уточнить порядок получения разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства, разрешение на возведение которых было выдано Роснедрами

17. Разрешение на строительство объектов на участке, предоставленном пользователю недр: как может измениться процедура получения документа?

18. Как будет определяться кадастровая стоимость земельных участков, сооружений, недостроенных объектов и машино-мест в случае изменения их учетных характеристик?

Судебная и арбитражная практика:

1. Возмещаются ли затраты наподготовку к технологическому присоединению к электросетям, если оно так и несостоялось?

2. Конституционный Суд РФ разъяснил, нужно ли при оспаривании кадастровой стоимости представлять в суд экспертное заключение на отчет оценщика

3. Вышел в свет очередной обзор практики Верховного Суда РФ

4. Закон N 44-ФЗ не запрещает исполнителю уступать денежное требование, возникшее из госконтракта

5. Закупки по 44-ФЗ: наличие у поставщика статуса субъекта малого предпринимательства - еще не основание для преимуществ по оплате

6. Требования дольщиков, за которыми признано право собственности на квартиры, считаются погашенными только в части реально исполненных обязательств обанкротившегося застройщика

7. Заказчик подрядных работ не вправе принять к вычету НДС по ним, если инвестором строительства объекта фактически является другая организация

 

 Федеральные нормативно-правовые акты:

 

1. Вводятся сертификация радиаторов отопления и декларирование соответствия строительных растворов

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2017 г. № 717 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982” (не вступило в силу)

Вводится обязательная сертификация радиаторов отопления и отопительных конвекторов. 
Кроме того, предусматривается декларирование соответствия теплоизоляционных материалов и строительных растворов и смесей. 
Постановление вступает в силу через 12 месяцев со дня его официального опубликования, кроме положений о декларировании соответствия теплоизоляционных материалов и строительных растворов и смесей, которые вводятся в действие через 18 месяцев со дня официального опубликования постановления.

2. Об энергоэффективности зданий, строений, сооружений

Постановление Правительства РФ от 20 мая 2017 г. № 603 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18”

Скорректированы Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений. 
Обновлены показатели, характеризующие выполнение требований энергоэффективности. Теперь к ним относятся показатели удельного годового расхода энергоресурсов на отопление и вентиляцию для всех типов зданий; электроэнергии на ОДН и тепловой энергии на ГВС для многоквартирных домов; расхода энергоресурсов на охлаждение (включая кондиционирование) для всех типов зданий, кроме многоквартирных домов. 
Пересмотрены и обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей энергоэффективности. 
Для многоквартирного дома, в котором проведен капремонт общего имущества, предусмотрено подтверждение нормируемых показателей энергоэффективности в части элементов конструкций и инженерных систем, изменяемых при ремонте, инструментально-расчетным методом. 
Уточнены сроки и этапы снижения показателей, характеризующих годовые удельные расходы энергоресурсов. 
Пересмотрены особенности определения класса энергоэффективности многоквартирного дома.

3. Строительство по госконтрактам: какие виды работ и в каком объеме подрядчик должен выполнять сам?

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. № 570 “Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения ...” (не вступило в силу)

Определены виды работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, которые подрядчики должны выполнять самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам. 
Возможные виды и объемы таких работ включаются заказчиком в документацию о закупке. Из их числа по предложению подрядчика определяются конкретные виды и объемы работ, которые включаются в контракт. Их стоимость должна составлять до 1 июля 2018 г. не менее 15% от цены контракта, а с 1 июля 2018 г. - не менее 25% от цены контракта. 
За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно, предусмотрен штраф в размере 5% от их стоимости. 
Постановление не распространяется на закупки, извещения о которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу данного постановления, а также на контракты, заключенные до этого дня.

4. Каким требованиям должен отвечать проект планировки территорий, предусматривающий размещение линейных объектов?

Постановление Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 “Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов”

Установлены требования к составу и содержанию проектов планировки территорий, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов. 
Проект планировки готовится по внешним границам максимально удаленных от планируемого маршрута прохождения линейных объектов (трасс) зон с особыми условиями использования территорий, которые подлежат установлению в связи с размещением этих линейных объектов. 
В проекте не допускается отображать сведения, не предусмотренные установленными требованиями, за исключением случая, когда это прописано в задании на разработку документации по планировке территории. 
Проект состоит из основной (утверждаемой) части и материалов по ее обоснованию. Первая включает в себя 2 раздела: "Проект планировки территории. Графическая часть", "Положение о размещении линейных объектов". Материалы по обоснованию содержат графическую часть и пояснительную записку. 
Закреплен состав каждого раздела. 
Установленные требования не применяются к проектам планировки территории, решение о подготовке которых принято до вступления в силу постановления.

5. Будет создан общедоступный банк данных о наиболее эффективных технологиях по энергосбережению в многоквартирных домах и административных зданиях

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2017 г. № 490 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. № 961” (не вступило в силу)

Минстрою России поручено создать общедоступный банк данных о наиболее эффективных технологиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности многоквартирных домов, административных и общественных зданий. 
Министерство разработает, утвердит и разместит на своем официальном сайте справочник таких технологий. Также на него возложен анализ практики применения указанных технологий. 
Содержащуюся в справочнике информацию предполагается разместить в ГИС ЖКХ.

6. Строительство сетей теплоснабжения: исчерпывающий перечень процедур

Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2017 г. № 452 “Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения” (не вступило в силу)

Установлен исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения. Определены правила внесения в него изменений и правила ведения реестра описаний данных процедур. 
Перечень включает 104 процедуры. В частности, они связаны с предоставлением прав на земельный или лесной участок и подготовкой документации по планировке территории, с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, с архитектурно-строительным проектированием, с осуществлением строительства, реконструкции, с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, госрегистрацией прав на построенный объект. 
Минстрою России поручено подготовить согласованные предложения о внесении в федеральные законы и правительственные акты изменений, предусматривающих отмену избыточных и  (или) дублирующих процедур, указанных в перечне. 
Утвержденные перечень и правила вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования постановления.

7. Выполнение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется не во всех случаях

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 402 "Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20" (не вступило в силу)

Установлены случаи, при которых требуется выполнение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории. 
Инженерные изыскания проводятся при недостаточности материалов инженерных изысканий, размещенных в государственных информационных системах, а также при невозможности использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности. 
Регламентирован порядок выполнения инженерных изысканий. 
В перечень видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, включены инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические изыскания. Конкретизирован состав работ, которые могут выполняться в ходе каждого вида изысканий.

8. Госпрограмма обеспечения доступным и комфортным жильем дополнена новыми проектами в сфере ипотеки, арендного жилья и повышения качества услуг ЖКХ

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 393 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (не вступило в силу)

Пересмотрена госпрограмма "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Она продлена до 2025 г. 
Параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с федеральным бюджетом на 2017 г. и на плановый период 2018-2019 г. 
Включена ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации" на 2009-2018 гг. 
Внесены изменения в цели, задачи программы в сфере ипотеки и арендного жилья. В частности, предусмотрено развитие массового строительства жилья экономкласса; создание развитого рынка арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода; увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн кв. м в 2025 г.; формирование комфортной городской среды; увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке; повышение качества услуг ЖКХ и уровня удовлетворенности им населения. 
Уточнены объемы финансирования программы и входящих в нее подпрограмм и ФЦП. Актуализирован состав целевых показателей (индикаторов) госпрограммы, их плановые значения на период 2017-2019 гг., а также параметры основных мероприятий госпрограммы.

9. Урегулирован порядок признания проектной документации повторного использования экономически эффективной

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 389 “О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования”

Установлен порядок признания проектной документации повторного использования экономически эффективной. 
Минстрой России выбирает проектную документацию с учетом целесообразности ее повторного использования при подготовке проектной документации применительно к аналогичным по назначению и проектной мощности объектам капстроительства. Затем Министерство направляет заказчику, подготовившему такую проектную документацию повторного использования, требование о представлении сведений о документации и документов, подтверждающих их достоверность. Утверждена форма сведений и перечень таких документов. 
Определены сроки и порядок принятия решения о признании проектной документации повторного использования экономически эффективной; основания для отмены решения; положения о размещении сведений и документов в Интернете. 
Предусмотрены переходные положения, определяющие особенности выполнения установленного порядка до ведения единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства. 
Постановление вступает в силу через месяц со дня его официального опубликования.

10. Порядок уведомления СРО об обязательствах по договорам подряда, заключенным с помощью конкурентных способов

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 апреля 2017 г. № 700/пр “Об утверждении Порядка уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной саморегулируемой организации о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом ...” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 Июня 2017 г. Регистрационный N 46983.

Установлены правила, по которым член СРО обязан уведомлять данные организации о фактическом совокупном размере обязательств по договорам подряда, заключенным им в течение отчетного года с использованием конкурентных способов определения подрядчиков. Речь идет об организациях, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготавливающих проектную документацию, осуществляющих строительство, и соответствующих договорах на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство. 
Уведомление надо направлять ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Перечислены сведения, которые должны быть в нем указаны, и прилагаемые документы. 
Чтобы определить фактический совокупный размер обязательств члена СРО по упомянутым договорам, используется сумма цен по всем договорам, действующим на дату ее определения. 
В уведомлении за 2017 г. предоставляются сведения о размере обязательств по договорам, заключенным с 1 июля 2017 г. 
Приказ вступил в силу с 1 июля 2017 г.

11. Градостроительный план как информационный документ: новая форма, порядок заполнения

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 апреля 2017 г. № 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 Мая 2017 г. Регистрационный N 46880.

Согласно изменениям, внесенным в ГрК РФ, градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) теперь является информационным документом (а не одним из видов документации по планировке территории). Он используется для подготовки проектной документации, получения разрешения на строительство. 
В связи с этим утверждена новая форма ГПЗУ. В плане должны содержаться, в частности, чертеж (чертежи); информация о земельном участке, о расположенных в его границах объектах капстроительства и объектах культурного наследия; информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня их территориальной доступности для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, где осуществляется деятельность по комплексному и устойчивому развитию; информация об ограничениях использования земельного участка, о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок расположен в границах таких зон; информация о границах зон действия публичных сервитутов. 
Одновременно были установлены требования к плану. Так, форма заполняется в 3 экземплярах. После регистрации первый и второй экземпляры на бумажном носителе передаются заявителю. Третий экземпляр передается в орган, выдавший план. Копия плана после его регистрации передается в орган, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования. 
Приказ вступил в силу с 1 июля 2017 года. 
Прежняя форма плана утратила силу.

12. Подтверждение аналогичности характеристик объекта капстроительства и условий территории характеристикам и условиям, с учетом которых проектная документация повторного использования готовилась для первоначального применения

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 апреля 2017 г. № 750/пр “О документе, подтверждающем аналогичность назначения и проектной мощности проектируемого объекта капитального строительства и соответствие природных и иных условий территории, на которой планируется осуществлять строительство объекта капитального строительства, назначению, проектной мощности объекта капитального строительства и условиям территории, с учетом которых проектная документация повторного использования, которая использована для проектирования, подготавливалась для первоначального применения”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 Мая 2017 г. Регистрационный N 46878.

Для госэкспертизы одновременно проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, представляется ряд документов. 
Среди них - заключение, которое подтверждает, что назначение и проектная мощность проектируемого объекта капстроительства аналогичны назначению и мощности объекта капстроительства, проектная документация которого использована для проектирования, с учетом которых проектная документация повторного использования подготавливалась для первоначального применения. 
Документ также подтверждает, что климатические и иные условия территории, на которой планируется строить объект капстроительства, соответствуют природным и иным условиям, с учетом которых проектная документация повторного использования подготавливалась для первоначального применения. 
Утверждена форма заключения. Ее подписывает застройщик (техзаказчик), обеспечивающий подготовку проектной документации.

13. Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства нежилых объектов: форма реестра описаний процедур

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 мая 2017 г. № 762/пр “Об утверждении формы реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 г. № 346” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 Мая 2017 г. Регистрационный N 46854.

Установлена форма реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов нежилого назначения. 
По этой форме высшие исполнительные органы власти регионов направляют в Минстрой России сведения, включаемые в реестр описания процедур.

14. Проверка достоверности сметной стоимости строительства: что должно содержать заключение экспертов?

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 марта 2017 г. № 655/пр "Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и порядка оформления заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 Мая 2017 г. Регистрационный N 46700.

Установлена форма заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, финансируемых с привлечением бюджетных денег, средств юрлиц, созданных публичными образованиями, организаций с государственной (муниципальной) долей в их уставных (складочных) капиталах более 50 процентов. 
В заключении, в частности, указывается информация о цене строительства объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство. 
Если разработка проектной документации не требуется, то приводятся выводы о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ или акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектную ведомость при проведении проверки сметной стоимости капремонта. 
Прежняя форма заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета, признана утратившей силу.

 

15. Риск-ориентированный подход при контроле в сфере строительства особо опасных, технически сложных и уникальных объектов: методика определения категории риска

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 апреля 2017 г. № 699/пр “Об утверждении Методики расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 Мая 2017 г. Регистрационный N 46692.

С 1 июля 2017 г. контроль СРО за деятельностью членов, связанной с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода. 
Объекты контроля относятся к категориям риска в зависимости от тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ими обязательных требований и вероятности такого несоблюдения. Приведена методика расчета показателей тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности несоблюдения обязательных требований. 
Приказ вступил в силу с 1 июля 2017 г.

16. Ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования: порядок

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 апреля 2017 г. № 688/пр “О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного...” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 Апреля 2017 г. Регистрационный N 46502.

Утвержден порядок ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национального реестра специалистов в области строительства. Также определен порядок включения в указанные реестры сведений о физлицах, исключения таких сведений, внесение изменений в сведения о физлице. 
В частности, создание и эксплуатация национальных реестров, в т. ч. их ведение, осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций (СРО). 
Сведения, содержащиеся в национальных реестрах, подлежат размещению на сайте соответствующего Национального объединения СРО в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. 
Установлены состав сведений, включаемых в национальные реестры, условия и порядок включения сведений о физлице в национальный реестр, их изменения и исключения. 
Определен перечень направлений подготовки специалистов в области строительства.

17. Сметные нормативы, предназначенные для определения стоимости реставрационных работ и включенные в ряд сборников, действуют до 31 мая 2017 г.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 апреля 2017 г. № 751/пр “О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 июня 2015 г. № 395/пр «О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»

В федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возведение которых финансируется с привлечением федеральных средств, были внесены нормативы, предназначенные для определения стоимости реставрационных работ и включенные в ряд сборников. 
Срок действия этих нормативов в очередной раз продлен до 31 мая 2017 г.

18. О классификаторе строительных ресурсов

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 марта 2017 г. № 656/пр "Об утверждении формы классификатора строительных ресурсов”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 Апреля 2017 г. Регистрационный N 46466.

Утверждена форма классификатора строительных ресурсов. 
Классификатор необходим для унификации и автоматизации расчетов стоимости возведения, реконструкции и капремонта объектов капстроительства с применением прикладных программных продуктов. Он служит основой для формирования ресурсной части сметных нормативов, создания ресурсно-технологических моделей для расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, а также для проведения мониторинга стоимости строительных ресурсов. 
Код ресурса состоит из 2 частей: код ОКПД 2 (КПЕС 2008) и код строительного ресурса, формируемый согласно Порядку ведения классификатора, утвержденному Минстроем России.

19. Уточнены правила получения сведений из реестра СРО в сфере строительства

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 апреля 2017 г. № 131 “О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2015 г. № 281”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 Июня 2017 г. Регистрационный N 47113.

Скорректирован порядок предоставления сведений из госреестра СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства. 
Так, уточнено, что результат предоставления госуслуги направляется заявителю в соответствии со способом получения сведений из реестра СРО, указанным в запросе заявителя. Срок оказания госуслуги увеличен с 5 до 7 рабочих дней. Плата за оказание госуслуги теперь взимается равно с физ- и юрлиц в размере 300 руб. (ранее с физлиц - 100 руб.). 
Дополнен перечень НПА, регулирующих отношения в связи с госуслугой. Изменен состав выписки из реестра СРО. В ней будут также указываться сведения о размерах компенсационных фондов возмещения вреда, обеспечения договорных обязательств. 
В новой редакции изложен порядок обжалования решений и действий (бездействия) Ростехнадзора, а также его должностных лиц. Из формы запроса о предоставлении сведений из госреестра СРО исключены сведения о заявителе.

20. О надзоре за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и капремонта

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 мая 2017 г. № 177 “О внесении изменений в Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июля 2013 г. № 325”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 Июня 2017 г. Регистрационный N 47110.

Скорректирован Административный регламент Ростехнадзора по надзору за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капремонта объектов капитального строительства. 
Пересмотрен перечень документов и информации, которая может запрашиваться у проверяемого лица в ходе проверки. 
Закреплено, что проверяющие обязаны вносить сведения о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в единый реестр проверок, являющийся федеральной госинформсистемой. 
Уточнено, что копии протокола об АП и постановления по делу об АП направляются территориальными органами Службы в центральный аппарат в течение 2 рабочих дней с момента их составления и вынесения соответственно. Ранее это делалось в течение 5 рабочих дней после окончания проверки. 
Закреплено, что в случае поступления в Службу информации о допущенных СРО нарушениях в части отсутствия компенсационного фонда возмещения вреда и (или) обеспечения договорных обязательств, необеспечения СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов руководитель Службы (его уполномоченный заместитель) может назначить внеплановую проверку. Решение принимается в течение 20 дней. 
Раздел о досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия) Ростехнадзора, его территориальных органов, а также их должностных лиц изложен в новой редакции. 
Также обновлен Перечень почтовых адресов (мест нахождения), справочных телефонов, адресов сайтов и электронной почты территориальных органов Службы, осуществляющих надзор.

21.      Кадастровые работы: XML-схема для формирования карты-плана территории

Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16 марта 2017 г. № П/0115 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - карты-плана территории в форме электронного документа"

При выполнении комплексных кадастровых работ готовится карта-план территории. 
В ней указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, расположенных в границах территории выполнения работ, а также информация о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на данных участках. 
Приведена XML-схема, используемая для формирования карты-плана в электронном виде. 
Она размещается и актуализируется на официальном сайте Росреестра.

22. Актуализирован перечень стандартов в области безопасности зданий и сооружений

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 мая 2017 г. № 932 “О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Составлен новый перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение Техрегламента о безопасности зданий и сооружений. 
Список увеличился с 283 до 345 документов. 
Прежний перечень признан утратившим силу.

23. Об учете и регистрациии в отношении созданных зданий

Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 марта 2017 г. N ОГ-Д23-3238 "О рассмотрении обращения"

Разъяснено, что при отсутствии государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав на земельный участок, на котором осуществляется (осуществлено) строительство, учетно-регистрационные действия в отношении созданных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и участков, на которых они расположены, должны быть одновременными. 
В таком случае подаются два заявления. Рекомендуется подавать первым заявление об учете и/или регистрации права собственности на земельный участок, вторым - заявление в отношении объекта капстроительства. При этом если в отношении участка учет или регистрация прав будут приостановлены, то это будет основанием для приостановления учета и/или регистрации права собственности на объект капстроительства. 
Таким образом, учет и/или регистрацию в отношении земельного участка целесообразно обеспечить заблаговременно.

24. Об обязательности проверки достоверности сметной стоимости в капитальном строительстве

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 июня 2017 г. N 20044-АЧ/06 "Об отдельных вопросах по реализации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды"

Возник вопрос об обязательности проверки достоверности определения сметной стоимости реконструкции, капремонта объектов капстроительства, осуществляемых в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды". 
В соответствии с ГрК РФ сметная стоимость определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр. Достоверность сметы проверяется, если объект финансируется из бюджета (юрлицами, созданными госорганами; юрлицами с госучастием более 50%). 
Кроме того, по мнению Минстроя России, субъектом Федерации может быть установлено требование о проведении проверки при реализации мероприятий по благоустройству при отсутствии законодательно установленной обязательности ее проведения.

25. Мониторинг цен строительных ресурсов: формы предоставления информации

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 марта 2017 г. N 9966-ХМ/09 О формах предоставления информации для осуществления мониторинга цен строительных ресурсов

Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется госучреждением, подведомственным Минстрою России и уполномоченным на создание и эксплуатацию ФГИС ценообразования в строительстве (ФАУ "Главгосэкспертиза России"). 
В целях осуществления мониторинга направлены следующие формы. В их числе информация о юрлицах и их обособленных подразделениях; об отпускных ценах (ценах реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов; о цене услуг по перевозке стройматериалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта на территории России, предусмотренной договорами перевозки, за отчетный период с распределением по видам перевозок, о размере платы за временное владение и пользование ж/д грузовыми вагонами, предусмотренной договорами аренды. 
Приведены указания по заполнению отдельных форм.

26. Саморегулируемые организации в сфере строительства: разъяснения Минстроя России

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 мая 2017 г. N 18608-ХМ/02 "О рассмотрении обращения"

Членство в саморегулируемой организации ИП и юрлиц, направивших уведомление, прекращается с даты, указанной в таком уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 г. 
Разъяснено, что внесение изменений в уведомление или подача нового уведомления с иной датой прекращения членства в саморегулируемой организации после установленного срока действующим законодательством не допускается. 
Сведения о саморегулируемой организации исключаются из госреестра на основании решения органа надзора или в судебном порядке. 
С момента вступления в силу такого организационного-распорядительного документа Ростехнадзора или решения суда некоммерческая организация считается исключенной из реестра и прекратившей деятельность в качестве саморегулируемой организации. 
При этом членство ИП, юрлиц в некоммерческой организации не прекращается. 
Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, может за счет взносов своих членов формировать любые фонды, в том числе и резервные. 
Разъяснено, что перечисление средств резервного фонда в компенсационный фонд саморегулируемой организации не может являться взносом члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд (компенсационные фонды). 
К исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации отнесено установление порядка формирования компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. В нем может быть предусмотрена возможность увеличения размера таких фондов за счет взносов членов.

27. О кадастровом учете жилого дома блокированной застройки

Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 марта 2017 г. N Д23и-1328 "О жилых домах блокированной застройки"

Рассмотрен вопрос о формировании земельного участка под жилым домом блокированной застройки, о подготовке технического плана для такого дома. В частности, указано следующее. 
Каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования. 
При вводе дома в эксплуатацию постановка на кадастровый учет каждого блока производится в качестве отдельного здания с назначением "жилое". 
Количество технических планов должно быть равным количеству блоков. При этом необходимо, чтобы количество участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод в эксплуатацию. 
Таким образом, разрешение на ввод дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока, будут являться основанием для кадастрового учета.

28. О предварительном отборе подрядных организаций для выполнения работ по капремонту общего имущества многоквартирных домов

Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 февраля 2017 г. N Д28и-1203 "По вопросу осуществления закупок"

Предусмотрен предварительный отбор подрядных организаций в т. ч. для выполнения работ по капремонту общего имущества многоквартирных домов. Установлены требования к участникам. 
Это наличие свидетельства о допуске к работам; минимального количества квалифицированного персонала; опыта выполнения работ не менее чем по трем контрактам за последние три года, предшествующие дате подачи заявки, по предмету предварительного отбора. 
Установление указанных требований позволяет снизить риски заказчиков.

29. Предъявление требований к опыту организаций в проектировании зданий, эксплуатируемых в условиях экстремально низких температур, - вне сферы действия Закона о контрактной системе

Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 марта 2017 г. N Д28и-1437 "О совершенствовании законодательства"

Разрабатывая документацию о закупке, заказчик должен руководствоваться Законом о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства. 
Возведение, реконструкция, капремонт объекта капстроительства регулируются ГрК РФ. 
Вопросы, связанные с предъявлением требований к опыту организаций в проектировании зданий и сооружений, эксплуатируемых в условиях экстремально низких температур и многолетнемерзлых грунтов, не являются предметом регулирования закона.

30. Определение исполнителя капремонта общего имущества в многоквартирном доме: нормативное регулирование закупок

Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 января 2017 г. N Д28и-1026 О специальном порядке осуществления закупок, товаров, работ, услуг в целях выполнения функций региональным оператором по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Разъяснено, что порядок привлечения подрядных организаций для капремонта общего имущества в многоквартирном доме и порядок закупок в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, проводящей указанный ремонт (постановление Правительства РФ от 2016 г. N 615), содержит специальные правила закупок по отношению к Закону N 44-ФЗ. 
Речь идет о способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях выполнения функций регионального оператора по проведению капремонта.

31. Куда обращаться за разрешением, если запланирована реконструкция линейного объекта на территории ЗАТО, границы которого не совпадают с границами региона?

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 марта 2017 г. № 8008-ЛС/03 Об экспертизе проектной документации объекта капитального строительства

Если проектная документация подготовлена в отношении объекта капстроительства, реконструкцию которого предполагается осуществлять на территории одного региона, госэкспертиза в отношении такой документации относится к полномочиям органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. 
Градостроительным кодексом РФ предусмотрено следующее. Разрешение на строительство выдается федеральным органом власти, если строительство или реконструкцию объекта планируется осуществлять на территориях двух и более регионов, в том числе линейного объекта - на территории ЗАТО, границы которого не совпадают с границами субъектов Федерации. 
В случае реконструкции объекта капстроительства, расположенного на территории двух регионов (независимо от местоположения части (этапа) такого объекта, подлежащего реконструкции, например, только на территории одного муниципалитета), органом, уполномоченным выдавать разрешения на строительство, является Минстрой России.

32. Бюджетное финансирование капстроительства объектов Россельхознадзора: смета должна быть проверена ФАУ "Главгосэкспертиза России"

Письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 20 апреля 2017 г. N ФС-СА-6/7847 О подготовке документов на выделение дополнительных средств федерального бюджета на выполнение работ по капитальному ремонту

Россельхознадзор сообщает об изменениях, внесенных в порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов, которые финансируются из бюджета или юрлицами с госучастием. 
Так, с февраля 2017 г. средства федерального бюджета, выделенные территориальным управлениям Россельхознадзора на проведение указанных работ на соответствующий финансовый год, могут расходоваться только после направления документации в ФАУ "Главгосэкспертиза России" для проверки сметы и получения положительного заключения. 
В случае образования у территориального управления дополнительной потребности в средствах на проведение проверки следует направить в Службу соответствующую заявку с приложением необходимых документов.

33. Если документы на кадастровый учет и (или) госрегистрацию прав находятся в электронном хранилище и им присвоены УИН, нужно ли их предоставлять вместе с заявлением?

Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 14 февраля 2017 г. N 10-0358-КЛ "О доступе к электронному хранилищу"

Разъяснено, что межевой, технический план, карта-план территории и акт обследования, прошедшие предварительную автоматизированную проверку посредством электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера", могут быть помещены на временное хранение в электронное хранилище. Присваиваются соответствующие уникальные идентифицирующие номера (УИН).
В заявлении на кадастровый учет и (или) госрегистрацию прав можно указать УИН без предоставления документов. Указаны действия должностных лиц при рассмотрении такого заявления. 
Приведены рекомендации по приему заявлений, содержащих УИН, документов в программном комплексе приема и выдачи документов.

34. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на апрель 2017 г.

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 14 апреля 2017 г. № КЦ/2017-04ти “Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на апрель 2017 года”

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам России на апрель 2017 г. 
Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. 
Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. 
При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. 
Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.

35.Актуальный сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства

Сборник разъяснений по применению сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы для строительства* (Вопросы и ответы) 2013 - 2017

Приводится актуализированный сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (вопросы и ответы) 2013-2017 гг. Он предназначен для облегчения деятельности проектировщиков при решении ими отдельных конкретных, наиболее актуальных вопросов ценообразования и сметного нормирования проектных работ. 
Разъяснения, включенные в сборник, могут быть также полезны для застройщиков (заказчиков), подрядчиков по строительству при решении ими аналогичных задач, например, при формировании начальной (максимальной) цены на выполнение проектных работ для строительства объектов. 
Учтены изменения и дополнения законодательной и нормативной базы, произошедшие за период с 2013 г. 
Даются рекомендации по определению стоимости работ, связанных с проектированием для строительства предприятий, зданий, сооружений различного отраслевого назначения.

36. Разъяснения по формированию цен на строительство

Сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства* (Вопросы и ответы) 2010 - 2017

Составлен сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (2010-2017 гг.). 
Он может быть полезен в т. ч. для застройщиков (заказчиков), подрядчиков при формировании начальной (максимальной) цены на выполнение проектных работ для возведения объектов. 
Приведены индексы изменения стоимости проектных работ в связи с инфляционными процессами, публикуемые ежеквартально Минстроем России. 
Указаны сроки, необходимые для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.

 

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Госдума рассмотрит предложение об упрощении строительства и ремонта линейных объектов

Досье на проект федерального закона № 187920-7 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов” (внесен 30.05.2017 Правительством РФ)

Строительство, реконструкцию, капремонт и эксплуатацию линейных объектов (линий электропередач, трубопроводов и т. п.) планируется упростить. Такой законопроект внесен в Госдуму 30 мая 2017 г. 
Размещать указанные объекты предлагается на условиях публичного сервитута. В связи с этим обновляется концепция данного института. Так, в Земельном кодексе РФ закрепляются основания для его установления; соответствующие полномочия государственных и местных органов; правила формирования правоотношений между правообладателем земельного участка и лица, по ходатайству которого устанавливается публичный сервитут. 
При этом правообладатели участков сохранят право требовать плату за установление сервитута, оспаривать решение об ограничении своих прав на землю в суде, требовать изъятия участка, если из-за сервитута использовать его в соответствии с разрешенным использованием станет невозможно. Кроме того, публичный сервитут нельзя будет устанавливать на участках, предназначенных для ИЖС, личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Исключение - необходимость установить сервитут, чтобы подключить к инженерным сетям объекты на таких участках. 
Планируемые изменения позволят сократить сроки и снизить стоимость услуг по оформлению прав на земельные участки в указанных целях. 
Поправки вносятся в Законы о газоснабжении, недрах, обороте земель сельхозназначения, закупках отдельными видами юрлиц, ТОСЭР, госрегистрации недвижимости, а также в Земельный, Жилищный, Градостроительный, Лесной кодексы РФ.

2. Жилье для детей-сирот: законопроект

Досье на проект федерального закона № 717580-6 “О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и передаче его в собственность бесплатно или по договору социального найма) (внесен 09.02.2015 депутатом ГД Г.П. Хованской)

14.04.2017 Госдума приняла в первом чтении законопроект, касающийся жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. 
Предлагается уточнить, что по окончании срока действия договора найма предоставленного указанным гражданам специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания таким лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, они вправе по своему выбору оформить занимаемое ими жилое помещение по договору социального найма или в собственность бесплатно. 
Порядок принятия региональным органом соответствующего решения должен определить уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

3. Предложено уточнить порядок использования средств фонда капремонта

Досье на проект федерального закона № 1033588-6 “О внесении изменения в статью 174 Жилищного кодекса Российской Федерации” (в части наделения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме) (внесен 01.04.2016 Законодательным Собранием Кировской области)

12 апреля 2014 г. Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят проект поправок к ЖК РФ. Уточняется порядок использования средств фонда капремонта. 
Предусматривается, что за счет фонда в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса, могут финансироваться работы, предусмотренные не законом, а нормативным правовым актом региона.

4. Госкорпорация "Росатом" будет выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов использования атомной энергии

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченной на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов использования атомной энергии" (подготовлен Минстроем России 14.04.2017)

Предлагается установить, что госкорпорация "Росатом" уполномочена выдавать разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов использования атомной энергии (за исключением объектов капстроительства, в отношении которых разрешения на строительство выдаются иными федеральными органами исполнительной власти).

5. Региональный строительный надзор: количество проверок будет зависеть от категории риска объекта?

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации" (подготовлен Ростехнадзором 19.04.2017)

Планируется закрепить положения о применении риск-ориентированного подхода при проведении регионального государственного строительного надзора. 
Строящиеся, реконструируемые объекты капстроительства предлагается относить к определенной категории риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юрлицами и ИП обязательных требований при строительстве, реконструкции, в случае причинения вреда имуществу, жизни и (или) здоровью. 
В отношении объектов из категории значительного риска планируется проводить не более 10 проверок за период строительства, реконструкции, при среднем риске - не более 7, при умеренном - до 5. В некоторых случаях этот порог может превышаться. А именно: при наличии конструктивных, объемно-планировочных особенностей объекта, его социальной значимости, значительных временных затратах по его строительству, реконструкции.

6. Контроль в сфере долевого строительства многоквартирных домов: внедряется риск-ориентированный подход

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О применении риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" (подготовлен Минстроем России 28.04.2017)

Подготовлен проект правил отнесения деятельности юрлиц к определенной категории риска при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. 
Устанавливается периодичность проведения проверок в зависимости от присвоенной категории. Приводятся критерии отнесения к той или иной категории. 
Предусматривается ведение перечней юрлиц, деятельности которых присвоены категории риска.

7. При надзоре в каких еще областях планируется применять риск-ориентированный подход?

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (подготовлен Минприроды России 26.04.2017)

Планируется скорректировать порядок осуществления экологического надзора, надзора в области охраны атмосферного воздуха, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и земельного надзора. Речь также идет о лицензионном контроле за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. 
Так, предусматривается применение риск-ориентированного подхода. 
Определяются критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска.

8. Использование, техобслуживание, ремонт и техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования: проверку деятельности планируется проводить ежегодно

Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью" (подготовлен МЧС России 17.02.2017)

Планируется дополнить перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью. 
Возможно, речь пойдет об использовании, техобслуживании, ремонте и техническом диагностировании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Проверки планируется проводить ежегодно перед наступлением отопительного сезона.

9. Отчеты ЖСК о ведении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов: предложены правила предоставления

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "О ежеквартальной отчетности жилищно-строительных кооперативов об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома" (подготовлен Минстроем России 23.05.2017)

Подготовлен проект правил предоставления ЖСК ежеквартальной отчетности о ведении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов. 
Отчетность передается в уполномоченный орган исполнительной власти, на который возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости. Срок - не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала. За IV квартал - не позднее 60 дней после его окончания. 
Приводятся формы отчетности.

10. Особенности выполнения электропроводки в зданиях с токопроводящими медными жилами или жилами из алюминиевых сплавов: проект приказа Минэнерго России

Проект Приказа Министерства энергетики РФ "Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Правила безопасности энергопринимающих установок. Особенности выполнения электропроводки  в зданиях с токопроводящими медными жилами или жилами из алюминиевых сплавов"" (подготовлен Минэнерго России 25.05.2017)

Предложены правила безопасности энергопринимающих установок. Определяются особенности выполнения электропроводки в зданиях с токопроводящими медными жилами или жилами из алюминиевых сплавов. 
Правила не будут распространяться на здания (помещения), в которых размещаются медицинские организации, и энергопринимающие установки зданий и сооружений, относящихся к системам диспетчеризации и связи.

11. Размещение в Интернете сведений о проектной документации, в отношении которой выдано положительное заключение госэкспертизы: проект формы

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении формы для размещения сведений о проектной документации, в отношении которой выдано положительное заключение государственной экспертизы, на официальном сайте уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации органов исполнительной власти и организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подготовлен Минстроем России 15.05.2017)

В 2017 г. был установлен порядок признания проектной документации повторного использования экономически эффективной. Для этого требуется положительное заключение государственной экспертизы. Сведения о проектной документации, в отношении которой выдано такое заключение, должны размещаться на официальном сайте экспертной организации. 
Планируется утвердить форму для размещения таких сведений. 
В ней будут отражаться данные о застройщике (техническом заказчике), об объекте, проектной документации, сметной стоимости объекта, природных условиях территории и т.д.

12. Предложены критерии определения технической возможности установки в зданиях оборудования, позволяющего автоматически регулировать потребление тепла

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении критериев наличия технической возможности установки оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения непосредственно в здании" (подготовлен Минстроем России 02.05.2017)

Были скорректированы некоторые акты Правительства РФ по вопросам установления первоочередных требований энергоэффективности для зданий, строений, сооружений. 
Так, при новом строительстве (для всех типов зданий) и капремонте (за исключением жилых зданий) должно быть установлено оборудование, позволяющее обеспечивать автоматическое регулирование потребления тепла в системах отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха с поддержанием заданной температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения. 
В связи с этим предложены критерии наличия технической возможности установки такого оборудования. 
Приводятся форма акта обследования на предмет определения технической возможности установки оборудования и порядок его заполнения.

13. Предложены требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений" (подготовлен Минстроем России 10.05.2017)

Представлен проект приказа Минстроя России, которым определяются требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений. 
Их должны будут выполнять лица, занимающиеся проектированием, экспертизой, строительством и вводом в эксплуатацию вновь возведенных, реконструированных или прошедших капремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений. Они также обязательны для собственников объектов. 
Устанавливаются первоочередные и дополнительные требования. Приводятся показатели, характеризующие их выполнение.

14.Пропишут требования к формату электронных документов, представляемых для выдачи разрешения на строительство

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении требований к формату электронных документов, предоставляемых для получения разрешения на строительство в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (подготовлен Минстроем России 10.04.2017)

Предложены требования к формату электронных документов, представляемых для выдачи разрешения на строительство. 
Предусмотрят возможные форматы отдельно для документов с текстовым содержанием, отдельно - с графическим. 
Электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

15.Описание процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов нежилого назначения: проект формы реестра

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении формы реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 г. № 346" (подготовлен Минстроем России 11.04.2017)

Правительством РФ утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов нежилого назначения. Установлены правила внесения изменений в него и ведения реестра описаний процедур, указанных в данном перечне. 
В связи с этим Минстроем России разработан проект формы реестра описаний процедур, указанных в данном перечне. Сведения, включаемые в реестр, будут направляться высшими исполнительными органами госвласти субъектов Федерации в Министерство.

16. Предложено уточнить порядок получения разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства, разрешение на возведение которых было выдано Роснедрами

Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О внесении изменений в административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых было выдано Федеральным агентством по недропользованию, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 июня 2012 г. № 167" (подготовлен Минприроды России 20.04.2017)

Представлен проект поправок к Административному регламенту по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства, разрешение на возведение которых было выдано Роснедрами. 
Так, предусматривается применение Личного кабинета недропользователя. В перечень необходимых для получения госуслуги документов включается технический план объекта капстроительства. 
Закрепляются положения об обеспечении доступа к госуслуге инвалидам. 
Пересматривается содержание некоторых административных процедур.

17. Разрешение на строительство объектов на участке, предоставленном пользователю недр: как может измениться процедура получения документа?

Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О внесении изменений в административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 162" (подготовлен Минприроды России 07.02.2017)

Подготовлен проект изменений в административный регламент оказания Роснедрами госуслуги по выдаче разрешения на строительство объектов на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (кроме участков недр местного значения). 
Так, закрепляется возможность обратиться за получением госуслуги в том числе через Личный кабинет недропользователя на официальном сайте Роснедр. 
Прописываются положения, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов (включая тех, которые используют кресла-коляски и собак-проводников) к месту предоставления госуслуги. 
Часть поправок обусловлена отменой необходимости иметь печать.

18. Как будет определяться кадастровая стоимость земельных участков, сооружений, недостроенных объектов и машино-мест в случае изменения их учетных характеристик?

Проект Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой..." (подготовлен Минэкономразвития России 20.03.2017)

Разработан новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях кадастрового учета вновь созданного объекта, внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте либо изменения учетных характеристик объекта. 
В нем устанавливаются правила определения кадастровой стоимости не только зданий и помещений, но и земельных участков, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и единых недвижимых комплексов.

Судебная и арбитражная практика:

1. Возмещаются ли затраты на подготовку к технологическому присоединению к электросетям, если оно так и не состоялось?

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 марта 2017 г. N 304-ЭС16-16246 Суд отменил судебные акты об отказе в иске по делу о взыскании задолженности, поскольку убытки возникли в связи с существенным нарушением ответчиком условий договора и неисполнением своих обязательств по оплате оказанных услуг, именно оно обязано компенсировать заявителю фактически понесенные расходы на создание технических условий

Из-за невыполнения обязательств обществом сетевая компания расторгла с ним договор на технологическое присоединение его объектов к ее электросетям. 
После этого компания потребовала возместить ей затраты на подготовку и выдачу техусловий для такого присоединения. 
СК по экономическим спорам ВС РФ признала, что право на такое возмещение у компании имеется, и пояснила следующее. 
Сетевая компания, подготовив и выдав обществу техусловия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные издержки. 
Такие издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками, которые в данном случае обязано возместить общество. 
Истец должен доказать размер фактических расходов. При этом ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой компании по оказанию услуг конкретному лицу, т. к. она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что не равнозначно фактическим затратам. 
В то же время подобные расходы на присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин. Поэтому затраты, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа.

2. Конституционный Суд РФ разъяснил, нужно ли при оспаривании кадастровой стоимости представлять в суд экспертное заключение на отчет оценщика

Определение Конституционного Суда РФ от 9 марта 2017 г. № 592-О “По жалобе гражданина Данилюка Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частью шестнадцатой статьи 24.18 Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”

Согласно КАС РФ к заявлению об оспаривании кадастровой стоимости прилагается в т. ч. положительное экспертное заключение на отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. 
В Законе об оценочной деятельности также приведен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Прежде в их число входило такое заключение. Затем норма, которая это предусматривала, утратила силу. 
Как указал Конституционный Суд РФ, в период действия данной нормы физлицам, не воспользовавшимся процедурой досудебного урегулирования спора, не требовалось представлять подобное заключение при обращении в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости. 
А с момента, когда эта норма утратила силу, представлять в суд такое заключение не нужно и иным субъектам оспаривания кадастровой стоимости (если только ранее указанного момента они не воспользовались административной процедурой ее оспаривания).

3. Вышел в свет очередной обзор практики Верховного Суда РФ

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.)

Утвержден очередной обзор судебной практики Верховного Суда РФ (N 2, 2017 г.). 
В нем собраны основные выводы, сделанные Президиумом, а также коллегиями Верховного Суда РФ. 
В обзор вошли дела, касающиеся самых разнообразных вопросов, в т. ч. залога, долевого строительства, жилищных, трудовых и пенсионных отношений, банкротства, налогообложения, рекламы и т. д. 
Например, страховщик обязан выплатить страховку по ОСАГО собственнику поврежденной машины независимо оттого, снял ли ее с регистрационного учета его прежний владелец. 
Обращается внимание, что именно застройщик обязан обеспечить, чтобы площадь объекта долевого строительства была указана достоверно. А восстановление жилого помещения после пожара не является созданием нового объекта, на который необходимо признавать право собственности. 
Следует учитывать, что законодательство о защите прав потребителей распространяется на граждан, использующих исключительно для личных бытовых нужд товар, приобретенный у других граждан. 
Кроме того, даны ответы на отдельные вопросы, возникающие в судебной практике. 
В частности, в договоре можно предусмотреть, что срок оплаты выполненных субподрядчиком строительных работ исчисляется с момента их сдачи генподрядчиком заказчику или с момента получения генподрядчиком оплаты от заказчика. Такое условие само по себе не противоречит ГК РФ.

4. Закон N 44-ФЗ не запрещает исполнителю уступать денежное требование, возникшее из госконтракта

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 307-ЭС16-19959 Суд оставил без изменения решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска по делу о взыскании задолженности по оплате работ, выполненных по муниципальному контракту, ввиду доказанности наличия задолженности по оплате выполненных подрядчиком по муниципальному контракту работ, факта просрочки их оплаты

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ решила, что подрядчик вправе по договору цессии уступить право требования задолженности, неустойки и штрафа по муниципальному контракту. 
Закон N 44-ФЗ запрещает исключительно перемену поставщика (исполнителя, подрядчика) при исполнении контракта и не препятствует уступке прав (требований) из контракта по оплате. 
ГК РФ требует, чтобы обязательства по заключенному на торгах договору исполнялись их победителем лично, и запрещает ему уступать права и переводить долг по обязательствам, возникшим из такого договора. 
Это означает, что нельзя передавать возникающие из соответствующих договоров права и обязанности в части выполнения работ, оказания услуг, поставки или получения имущества. 
Однако победитель вправе уступить денежное требование, возникающее из заключенного на торгах договора, поскольку при уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения.

5. Закупки по 44-ФЗ: наличие у поставщика статуса субъекта малого предпринимательства - еще не основание для преимуществ по оплате

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2017 г. N 302-ЭС16-16957 Состоявшиеся судебные акты о взыскании задолженности по муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку предусмотренный контрактом срок осуществления окончательного расчета на дату принятия судом первой инстанции решения не наступил, а суммы с учетом строго определенных сроков и частичной оплаты ранее выполненных по контракту работ, подлежащие оплате учреждением в предыдущем году и соответственно подлежат оплате в текущем году, не определены

Закон о контрактной системе устанавливает срок, не позднее которого должна производиться оплата по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства. 
Речь идет о случаях, когда закупки осуществляются лишь у поставщиков, имеющих статус подобных субъектов, и только определенными способами. 
СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что в рассматриваемом деле оснований для применения такого срока нет. 
Исходя из позиции Коллегии, само по себе наличие у поставщика упомянутого статуса таковым основанием не признается. 
Т. е. в случае, если в извещении о закупке, в документации о ней, размещенных заказчиком, не было установлено соответствующее ограничение (о заключении контракта лишь с субъектами малого предпринимательства), такая закупка проводится по общим правилам Закона о контрактной системе, а упомянутое положение о спецсроке не применяется. 
Тем более наличие такого статуса у поставщика не служит основанием для изменения существенных условий контракта, в т. ч. в части срока оплаты, на стадии его исполнения.

6. Требования дольщиков, за которыми признано право собственности на квартиры, считаются погашенными только в части реально исполненных обязательств обанкротившегося застройщика

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 305-ЭС16-3662

Закон о банкротстве предусматривает, в частности, два основных механизма, позволяющих дольщикам получить квартиры в натуре непосредственно от застройщика. Это признание права собственности на жилое помещение и передача дольщикам жилых помещений в счет погашения их требований. 
Причем стоимость полученного дольщиком может оказаться меньше причитающегося ему по договору долевого участия в строительстве, а также размера иных его требований, включенных в реестр. 
Для этих случаев при удовлетворении требований дольщиков посредством передачи им квартир закон предусматривает сохранение в реестре их требований в части, не погашенной в результате такой передачи. 
Как указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, данное правило нужно по аналогии применять и при удовлетворении требования путем признания права собственности. Т. е. в этом случае также нужно учитывать реальный объем исполненных обязательств и исключать требования из реестра (признавать погашенными) только в той части, которая соответствует стоимости переданного.

7. Заказчик подрядных работ не вправе принять к вычету НДС по ним, если инвестором строительства объекта фактически является другая организация

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф05-19612/16 по делу N А40-14520/2016 (ключевые темы: инвестор - инвестиционная программа - инвестиционный проект - электроэнергетика - заказчик-застройщик)

Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении вычета НДС, предъявленного ему подрядными организациями при выполнении строительных работ по объекту основных средств. 
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа. 
Проведение работ на объекте предусмотрено инвестиционной программой другого общества, утвержденной министерством. По результатам государственной экспертизы выдано положительное заключение, в котором в качестве источника финансирования указаны инвестиционные средства этого общества. Налогоплательщик не заключал с обществом ни инвестиционный договор, ни договор о совместной деятельности, ни иной аналогичный договор относительно реализации проекта по строительству объекта. У налогоплательщика отсутствуют какие-либо собственные инвестиционные программы, по которым он мог бы участвовать в качестве инвестора в выполнении работ на объекте, а также денежные средства для их реализации. 
То есть, налогоплательщик являлся не инвестором, а заказчиком при строительстве объекта, поэтому при приемке работ он должен был составить сводный счет-фактуру и передать его инвестору. Применять вычет НДС по указанным работам он не в праве.

 

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору