РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
175  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за октябрь 2014 года

21.11.2014


Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Строительство: президентов нацобъединений СРО теперь будут избирать на 4, а не на 2 года
  2. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на сентябрь 2014 г.
  3. Федеральный реестр сметных нормативов в строительстве: обновлен справочник базовых цен на проектные работы при возведении железных дорог
  4. Дополнен Федеральный реестр сметных нормативов в строительстве
  5. Срок действия отраслевых сметных нормативов на реставрационно-восстановительные работы продлен до 1 января 2015 г.
  6. О формировании реестра типовой проектной документации, используемой при возведении объектов капстроительства
  7. Статнаблюдение за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и ЖКХ: новые формы
  8. Разминирование территории строительства: определяем стоимость полевых работ

Судебная практика:

  1. Генподрядчик, с которого взыскана стоимость устранения недостатков работ, может предъявить к субподрядчику регрессное требование о возмещении понесенных убытков
  2. Просрочка, возникшая ввиду правомерного приостановления работ из-за неисполнения обязательств заказчиком, не может повлечь для подрядчика негативные последствия
  3. При ухудшении результата работы или иных недостатках, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, цена соразмерно уменьшается

Федеральные нормативно-правовые акты

1. Строительство: президентов нацобъединений СРО теперь будут избирать на 4, а не на 2 года

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. №  320-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Национальные объединения СРО в сферах инженерных изысканий и подготовки проектной документации решено реорганизовать в форме слияния. Президент нацобъединения (в т. ч. в сфере строительства) теперь избирается не на 2, а на 4 года. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на сентябрь 2014 г.

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 12 сентября 2014 г. №  КЦ/П2014-09ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на СЕНТЯБРЬ 2014 года"
Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на сентябрь 2014 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. Федеральный реестр сметных нормативов в строительстве: обновлен справочник базовых цен на проектные работы при возведении железных дорог

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 сентября 2014 г. №  590/пр “О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета”
Скорректирован федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета. В реестр включен новый Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве "Железные дороги". 
Прежний Справочник базовых цен на проектные работы для строительства "Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт" из реестра исключен (кроме глав 2 "Метрополитены", 4 "Искусственные сооружения" и 5 "Автомобильные дороги общего пользования").
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

4. Дополнен Федеральный реестр сметных нормативов в строительстве

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 октября 2014 г. №  597/пр “О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета”
Скорректирован федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возведение которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. В раздел "Территориальные сметные нормативы" внесены территориальные единичные, сметные расценки и сметные цены для Севастополя и Орловской области. В раздел "Отраслевые сметные нормативы" включили сборник "Укрупненные стоимостные показатели линий электропередачи и подстанций напряжением 35-750 кВ".
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

5. Срок действия отраслевых сметных нормативов на реставрационно-восстановительные работы продлен до 1 января 2015 г.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 1 октября 2014 г. №  21100-ЕЖ/08 “По вопросу продления Сборников сметных норм и единичных расценок”
Минстрой России сообщает о продлении срока действия отраслевых сметных нормативов на реставрационно-восстановительные работы, выполняемые на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России с привлечением средств федерального бюджета, до 1 января 2015 г.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

6. О формировании реестра типовой проектной документации, используемой при возведении объектов капстроительства

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 августа 2014 г. №  17418-ОД/08 О формировании реестра типовой проектной документации
К полномочиям Минстроя России отнесено формирование реестра проектной документации. 
Речь идет о материалах в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и иных, при подготовке которых были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения. Она рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капстроительства. Сообщается о разработке проекта поправок к Градостроительному кодексу РФ. Предложено ввести определение понятий модификации проектной документации, качественных и функциональных характеристик объекта капстроительства. Кроме того, разработан проект приказа Министерства об утверждении правил формирования и ведения реестра типовой проектной документации. Впоследствии будет сформирован реестр типовой проектной документации, которая может быть использована при возведении объектов капстроительства. Ознакомиться с паспортами типовой проектной документации, включенной в реестр, и требованиям к их заполнению, можно на сайте Минстроя России.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

7. Статнаблюдение за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и ЖКХ: новые формы

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 4 сентября 2014 г. N  548 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" (с изменениями и дополнениями)
Обновлено 19 форм статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством. Приведены указания по заполнению обновленных форм. Определены сроки введения в действие новых форм.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

8. Разминирование территории строительства: определяем стоимость полевых работ

Письмо Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов от 22 августа 2014 г. №  872-20753/фц “По вопросу разъяснения порядка расчета стоимости работ”
Даны разъяснения по вопросу определения стоимости работ по разминированию территории строительства в районах бывших боевых действий, местах хранения взрывчатых веществ, на полигонах и других потенциально минноопасных территориях. В таком случае следует руководствоваться методикой определения стоимости работ по очистке местности от взрывоопасных предметов в сфере градостроительной деятельности (утверждена приказом Минрегиона России от 2 июля 2010 г. N 317). Она предусматривает, что в случае необходимости разработки технического задания в стоимость услуг по его разработке включаются затраты на камеральные и полевые работы, транспортные расходы, затраты на оплату гостиниц и выплату командировочных. Разъяснено, как в соответствии с методикой следует определять стоимость полевых работ.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Судебная практика

1. Генподрядчик, с которого взыскана стоимость устранения недостатков работ, может предъявить к субподрядчику регрессное требование о возмещении понесенных убытков

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2014 г. N Ф07-3711/14 по делу N А44-4756/2013 (ключевые темы: неустойка - доходы бюджета - проведение экспертизы - устранение недостатков - оплата экспертизы)
Решениями суда общей юрисдикции с генподрядчика в пользу граждан были взысканы стоимость устранения недостатков строительных работ, компенсация морального вреда, неустойка, штрафы, судебные расходы. 
Генподрядчик посчитал, что субподрядчик должен возместить ему эти суммы, поскольку недостатки в работе возникли по его вине. Иск был частично удовлетворен. Кассационная инстанция оставила состоявшиеся судебные акты без изменения. В соответствии с ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. В силу ГК РФ генподрядчик действительно несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. Однако данная норма не запрещает генподрядчику впоследствии предъявить субподрядчику регрессное требование о возмещении понесенных убытков. 
Требования обоснованны в части взыскания убытков, образовавшихся в результате выплаты физлицам стоимости устранения недостатков жилых помещений. Что касается компенсации морального вреда, неустойки, штрафов, а также судебных расходов, то их взыскание с генподрядчика связано с неудовлетворением требований добровольно в досудебном порядке. Поэтому данные суммы ему не возмещаются.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Просрочка, возникшая ввиду правомерного приостановления работ из-за неисполнения обязательств заказчиком, не может повлечь для подрядчика негативные последствия

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2014 г. N Ф03-3743/14 по делу N А16-1267/2013 (ключевые темы: неустойка - сроки выполнения работы - авансовые платежи - услуги генподряда - субподрядчик)
Кассационная инстанция не согласилась с выводами судов в части взыскания с субподрядчика в пользу генподрядчика неустойки за нарушение сроков выполнения работ. Она направила дело на новое рассмотрение в указанной части, отметив следующее. Субподрядчик ссылался на то, что он приостанавливал выполнение работ из-за систематического нарушения генподрядчиком обязательств по финансированию. Но суды не дали оценку этим доводам. Между тем в силу ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. Возможность приостановления подрядчиком работ не зависит от достижения сторонами соответствующей договоренности. При этом подрядчик вправе приостановить работу при выявлении любого отступления заказчика от исполнения встречной обязанности, препятствующего исполнению подрядчиком обязательств, а также при возникновении разумного сомнения в ее исполнении в согласованный срок. Просрочка, возникшая по причине правомерного приостановления работ из-за неисправности заказчика, не может влечь для подрядчика негативные последствия. В такой ситуации просрочка не может учитываться в пользу кредитора. И вопрос о применении к подрядчику ответственности подлежит разрешению по правилам статей ГК РФ о просрочке должника и просрочке кредитора независимо от того, понес ли заказчик самостоятельную ответственность перед подрядчиком за допущенное нарушение.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. При ухудшении результата работы или иных недостатках, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, цена соразмерно уменьшается

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 июля 2014 г. N Ф05-6411/14 по делу N А40-24059/2013 (ключевые темы: договор подряда - спецификация - календарный план - неустойка - диспетчерские службы)
С заказчика в пользу подрядчика были взысканы задолженность по оплате работ, расходы на оплату услуг представителя и на экспертизу. Кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, указав следующее. 
Заказчик обязан оплатить работы, выполненные подрядчиком, после их окончательной сдачи при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок. В соответствии с ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для использования, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда. Работа выполнена подрядчиком с недостатками. Устранять их он отказался. Несмотря на это, суды обязали заказчика оплатить работу, выполненную с недостатками, в полном объеме. Между тем ГК РФ не возлагает на заказчика обязанность по оплате результата работы, выполненной подрядчиком с отступлениями от договора, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, в полном объеме. При ухудшении результата работы или иных недостатках, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, соразмерно уменьшается цена работы.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору