РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
178  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за март 2014 года

03.04.2014


Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Как улучшить условия для строительного бизнеса?
  2. Изменение сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных, изыскательских и прочих работ: определены индексы на I квартал 2014 г.
  3. Какие сведения должен содержать техплан сооружения?
  4. Кадастровый учет: вопросы подготовки техплана сооружения
  5. Свидетельства о допуске к строительным работам, выданные по старым формам, продолжают действовать?

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Возмещение вреда из-за обрушения здания: СРО будут нести субсидиарную, а не солидарную ответственность?
  2. Проекты основополагающих актов Спецстроя России можно обсудить на regulation.gov.ru

Судебная практика:

  1. На требования, предъявляемые в связи с ненадлежащим качеством работы в отношении зданий и сооружений, распространяется общий срок исковой давности
  2. Если земельный участок обременен арендой, то к участию в деле по поводу его предоставления другому лицу для строительства нужно привлечь арендатора
  3. Новые рекомендации по спорам, связанным с самовольным строительством!
  4. Орган местного самоуправления не вправе перекладывать обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка на лицо, обратившееся за его выдачей

Федеральные нормативно-правовые акты

1. Как улучшить условия для строительного бизнеса?

Распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2014 г. №  354-р О внесении изменений в акты Правительства РФ.
Пересмотрен план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. Так, отменена разработка проекта законодательных поправок по сокращению перечня особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капстроительства. В то же время планируется подготовить поправки, направленные на налоговое стимулирование целевого использования земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в т. ч. уточнить корректирующие коэффициенты, применяемые при исчислении налога). Ранее предполагалось усовершенствовать порядок изъятия таких земель, не используемых по целевому назначению. По большинству мероприятий перенесены сроки их реализации. Часть поправок обусловлена созданием Минстроя России. Указанный орган включен в число исполнителей запланированных мероприятий.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Изменение сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных, изыскательских и прочих работ: определены индексы на I квартал 2014 г.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 февраля 2014 г. № 3085-ЕС/08 О рекомендуемых к применению в I квартале 2014 г. индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ и прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования.
Приведены рекомендуемые к применению в I квартале 2014 г. индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных, изыскательских и прочих работ и затрат, а также оборудования. Они разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. с использованием данных по ценообразованию в строительстве за IV квартал 2013 г. с учетом прогнозного уровня инфляции.  Индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. Они не применяются при взаиморасчетах за выполненные работы.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. Какие сведения должен содержать техплан сооружения?

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 февраля 2014 г. №  Д23и-586 “О подготовке технического плана сооружения”.
По мнению ведомства, в техническом плане сооружения должны отражаться сведения о кадастровых номерах всех земельных участков, в пределах которых расположен объект, включая его надземные и подземные части.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

4. Кадастровый учет: вопросы подготовки техплана сооружения

Письмо Министерства экономического развития РФ от 19 декабря 2013 г. №  Д23и-5935 “О подготовке технического плана сооружения”.
Разъяснены отдельные вопросы подготовки технического плана сооружения при постановке объекта недвижимости на кадастровый учет. Сведения об объекте недвижимости указываются в техплане на основании следующих документов, представленных заказчиком кадастровых работ: разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта или технического паспорта на него. Копии указанных документов включаются в состав приложения к техплану сооружения. При отсутствии этих документов сведения об объекте (кроме местоположения на земельном участке или в пределах здания) указываются в техплане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Декларация прилагается к техплану и является его неотъемлемой частью.Минэкономразвития России считает, что в случаях, когда действующим законодательством предусмотрена выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, использование такого разрешения при подготовке техплана обязательно. Отмечается, что разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (30 декабря 2004 г.), также являются действительными. При этом ранее (до указанной даты) объекты газораспределительной системы вводились в эксплуатацию актом приемки. Данный акт подтверждает факт создания объекта, его соответствие проекту и обязательным требованиям нормативных документов. Он окончателен для отдельно возводимого объекта газораспределительной системы. Для газораспределительной системы, входящей в состав здания или сооружения, акт включается в состав приемосдаточной документации по этому зданию (сооружению). Акт приемки подписывают представители генерального подрядчика, проектной, эксплуатационной организации и Госгортехнадзора России. По мнению Минэкономразвития России, в техплане объекта газораспределительной системы, введенного в эксплуатацию до 30 декабря 2004 г., сведения об объекте (в том числе о его протяженности) могут быть указаны на основании названного акта приемки (вместо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию). При этом акт должен быть оформлен в соответствии с требованиями, действовавшими на момент приемки. Копия акта включается в состав приложения к техплану.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Свидетельства о допуске к строительным работам, выданные по старым формам, продолжают действовать?

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2014 г. №  35 "О внесении изменения в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. №  356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 Марта 2014 г. Регистрационный N 31516.
Приказом Ростехнадзора от 5 июля 2011 г. N 356 была установлена новая форма свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства. При этом было предусмотрено, что ранее выданные свидетельства действуют до 1 января 2013 г. Вносимыми поправками данное положение утрачивает силу. Дело в том, что согласно законодательству срок действия свидетельства не ограничен. К тому же до утверждения Ростехнадзором формы свидетельства его выдавали по форме, установленной СРО. После утверждения Службой формы свидетельства заменять ранее выданные СРО документы не требуется.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Возмещение вреда из-за обрушения здания: СРО будут нести субсидиарную, а не солидарную ответственность?

Досье на проект федерального закона №  262137-6 “О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен депутатами ГД М.Ю. Авдеевым, Б.В. Агаевым, А.Л. Маркиным, В.В. Парахиным, Д.В. Волковым).
19.03.2014 Госдумой в первом чтении принят проект поправок к Градостроительному кодексу РФ, уточняющий ответственность саморегулируемых организаций по отдельным обязательствам своих членов. Речь идет о тех, которые возникли вследствие причинения вреда из-за разрушения, повреждения объекта капстроительства, нарушения требований безопасности при его возведении, а также требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения. Вместо солидарной хотят установить субсидиарную ответственность саморегулируемых организаций за вред, причиненный их членами (в пределах компенсационного фонда СРО). При этом в отношении многоквартирных домов предлагается не менять порядок возмещения вреда, сохранив солидарную ответственность СРО наряду с лицом, причинившим вред. По мнению авторов законопроекта, это должно повысить персональную ответственность инженеров, строителей и других исполнителей работ на соответствующих объектах, стимулировать их к соблюдению требований безопасности, а также обеспечить справедливое и соразмерное взыскание с виновных лиц возмещения причиненного ими вреда.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Проекты основополагающих актов Спецстроя России можно обсудить на regulation.gov.ru

Приказ Федерального агентства специального строительства от 14 января 2014 г. №  9 “О внесении изменений в Регламент Федерального агентства специального строительства, утвержденный приказом Спецстроя России от 13 мая 2005 г. №  190, и в Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства специального строительства, утвержденный приказом Спецстроя России от 15 апреля 2010 г. №  168” (не вступил в силу).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 Марта 2014 г. Регистрационный N 31501.
Проекты отдельных нормативных правовых актов Спецстроя России проходят независимую антикоррупционную экспертизу. Речь идет о тех, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер. Уточнено, что для этого они размещаются не на официальном сайте ведомства, а на специальном портале regulation.gov.ru. Данный ресурс создан для общественного обсуждения разрабатываемых актов органов власти.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Судебная практика

1. На требования, предъявляемые в связи с ненадлежащим качеством работы в отношении зданий и сооружений, распространяется общий срок исковой давности

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. N  7381/13 Поскольку в рассматриваемом деле должны быть применены положения общего срока исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с ненадлежащим качеством работы в отношении зданий и сооружений, суд отменил состоявшееся по делу судебное постановление.
Заказчик просил взыскать с подрядчика убытки, причиненные вследствие ненадлежащего качества работ по обустройству наливных полов в помещении цеха. Иск был удовлетворен частично. Кассационная инстанция отменила состоявшиеся судебные акты и отказала в иске на том основании, что пропущен срок исковой давности. Однако Президиум ВАС РФ отменил постановление кассационной инстанции, указав следующее. По ГК РФ срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет 1 год. Первая и апелляционная инстанции отклонили довод ответчика о пропуске этого срока. По их мнению, он не распространяется на требование о взыскании убытков, предъявляемое при отказе заказчика от договора в связи с некачественным выполнением работ. Суды полагали, что сокращенный срок исковой давности применяется только в отношении требований о безвозмездном устранении недостатков в разумный срок, о соразмерном уменьшении установленной за работу цены, о возмещении расходов на устранение недостатков. Кассационная инстанция исходила из того, что норма, устанавливающая годичный срок исковой давности, не содержит указания о его применении лишь к перечисленным выше требованиям. Требование о взыскании убытков, заявляемое при отказе заказчика от договора, тоже связано с ненадлежащим качеством работы. Значит, к нему применяется сокращенный срок исковой давности. Президиум ВАС РФ счел данный вывод обоснованным. Между тем в спорном случае сокращенный срок исковой давности не может применяться. Работы по устройству наливных полов носят капитальный характер. А ГК РФ прямо предусматривает, что по требованиям, предъявляемым в связи с ненадлежащим качеством работы в отношении зданий и сооружений, применяется общий срок исковой давности.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Если земельный участок обременен арендой, то к участию в деле по поводу его предоставления другому лицу для строительства нужно привлечь арендатора

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 декабря 2013 г. N  10318/13 Дело о признании незаконным бездействия, о принятии решения о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов направлено на новое рассмотрение, поскольку принятие судом решения, постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены этих судебных актов в любом случае.
Заявитель просил признать бездействие уполномоченных органов незаконным. Также он хотел, чтобы допущенные нарушения были устранены путем принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов. По мнению заявителя, им соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объектов строительства и реконструкции. А уполномоченные органы уклоняются от предоставления испрашиваемых участков в аренду. Заявленные требования были удовлетворены. Но Президиум ВАС РФ передал дело на новое рассмотрение ввиду следующего. Земельным кодексом РФ детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. Один из спорных участков обременен арендой. Однако арендатор к участию в деле не привлечен. В соответствии с АПК РФ принятие судом решения, постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены этих судебных актов в любом случае. При новом рассмотрении дела суду следует привлечь к участию арендатора земельного участка.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. Новые рекомендации по спорам, связанным с самовольным строительством!

Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г.).
Даны разъяснения по спорам, связанным с самовольным строительством. В них затронуты вопросы применения как материального, так и процессуального права. В частности, отмечено, что приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, которое расположено на неправомерно занимаемом участке. Возложение обязанности по сносу такой постройки, по сути, является санкцией. Поэтому возложить подобное бремя на того, кто ее возвел (либо за его счет), можно только при наличии вины застройщика. При рассмотрении дел данной категории суд должен учитывать градостроительные, строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на момент возведения самовольной постройки. В деле о признании права собственности на такую постройку нужно установить, что ее сохранение не нарушает права других лиц, в частности смежных землепользователей, муниципальные правила застройки и т. д. Помимо доказательств принадлежности истцу участка, на котором возведена постройка, суд в подобном споре также должен проверять соблюдение целевого назначения данной земли. Не любые нарушения градостроительных, строительных норм и правил, допущенные при возведении самостроя, являются основанием для его сноса (или для отказа в признании права собственности на него). Основанием могут служить лишь существенные и неустранимые нарушения. Подчеркивается, что право собственности нельзя признать на часть самовольной постройки. Если речь идет о возведении пристроя (например, доппомещений) к существующему объекту недвижимости, право собственника также может быть защищено. Причем такая защита возможна путем признания указанного права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальной недвижимости. Если имеются обременения права собственности в виде запрета на новое строительство и при этом все же возведены такие объекты, имеется основание для признания их самовольными постройками и сноса.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

4. Орган местного самоуправления не вправе перекладывать обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка на лицо, обратившееся за его выдачей

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 декабря 2013 г. N Ф05-14336/13 по делу N 21А41-51493/2012 (ключевые темы: градостроительный план земельного участка - применение норм права - проект планировки - обременение - получение разрешения на строительство).
Суд округа согласился с апелляционной инстанцией, которая обязала администрацию муниципального образования подготовить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). При этом было отмечено следующее. ГПЗУ является одним из видов документации по планировке территории. Градостроительный кодекс РФ предусматривает возможность подготовки ГПЗУ вне проекта межевания территории. Физическое или юридическое лицо вправе подать в орган местного самоуправления (МСУ) заявление о выдаче ГПЗУ. Орган МСУ в течение 30 дней после поступления обращения готовит ГПЗУ и утверждает его. ГПЗУ предоставляется заявителю без взимания платы. Орган МСУ, на который законом возложена обязанность по подготовке ГПЗУ, не вправе перекладывать ее на лицо, обратившееся за выдачей ГПЗУ. При подготовке ГПЗУ он должен указать те сведения, которые соответствуют земельному участку и о которых имеются необходимые данные. Сама подготовка ГПЗУ, его утверждение и выдача с теми характеристиками и сведениями, которыми обладает земельный участок, не означает автоматической выдачи в соответствии с таким ГПЗУ разрешения на строительство или реконструкцию объекта без последующего внесения в ГПЗУ в отношении земельного участка сведений, достаточных для такого строительства или реконструкции. Отсутствие на момент обращения лица за выдачей ГПЗУ какой-либо информации о неустановленных ограничениях и обременениях либо наличие спора в отношении прав на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, не является правомерным основанием для отказа в подготовке ГПЗУ. Объективное, но не оформленное (не зарегистрированное) существование ограничений и обременений земельного участка может являться препятствием не для подготовки ГПЗУ как такового, а для получения разрешения на строительство, реконструкцию. Недостающие данные, отсутствующие на момент обращения за ГПЗУ, могут быть внесены в ГПЗУ в последующем в случае необходимости осуществления строительства или реконструкции на земельном участке после установления (регистрации) соответствующих ограничений.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору