РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за февраль 2014 года

06.03.2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Как получить федеральный участок под строительство?
  2. Обновлены государственные сметные нормативы
  3. Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов России на 2014-2016 гг. прошло регистрацию
  4. Изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России: установлены индексы на январь 2014 г.
  5. Госкадастр недвижимости: как внести сведения о ранее учтенном объекте?
  6. Кто отвечает за стандартизацию в области строительства, реконструкции и капремонта?


Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Разрешение на строительство при реконструкции многоквартирного дома: предлагается уточнить перечень документов
  2. Предоставление государственных и муниципальных земель: процедуру следует упростить


Судебная практика:

  1. О залоге, обеспечивающем исполнение обязательств перед дольщиками при банкротстве застройщика
  2. Разрешение на строительство можно признать незаконным, даже если истек срок его действия
  3. Если генподрядчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, неосвоенный аванс может быть истребован у субподрядчика как неосновательное обогащение
  4. Разрешение на строительство признают недействительным, если земельный участок предоставлялся в иных целях


Федеральные нормативно-правовые акты

1. Как получить федеральный участок под строительство?

Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 октября 2013 г. №  570 “Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством”


Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 Января 2014 г. Регистрационный N 31065. 
Утвержден административный регламент, регулирующий предоставление Росимуществом федеральных земельных участков под строительство.  Учреждения и казенные предприятия могут получить земли в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование. На последнем праве участки предоставляются также религиозным организациям и лицам, с которыми заключен государственный (муниципальный) контракт на строительство недвижимости. Остальным юридическим и физическим лицам участки предоставляются в аренду, а также в собственность (исключение - унитарные предприятия).  Максимальный срок предоставления участка в безвозмездное срочное пользование - 30 дней с даты обращения. В остальных случаях - 60 дней, а при предварительном согласовании мест размещения объектов - 2 месяца. Договоры купли-продажи, аренды участка и акт его приема-передачи выдается (направляется) в течение 1 рабочего дня с момента подписания Росимуществом.  Установлен перечень документов, необходимых для получения госуслуги. Часть из них (напр., кадастровый паспорт участка, выписка из ЕГРП) заявитель может не подавать - ведомство самостоятельно их запрашивает в соответствующих госструктурах.  Документы можно представить лично или направить по почте (в т. ч. электронной). Также можно воспользоваться единым порталом госуслуг или официальным сайтом Росимущества. При этом должны применяться сертифицированные средства электронной подписи.  Перечислены основания для отказа. В частности, он последует, если заявка на участие в торгах (конкурсах, аукционах) по продаже участка подана лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность соответствующие земли.  Прописана процедура обжалования действий (бездействия) должностных лиц ведомства при оказании госуслуги.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Обновлены государственные сметные нормативы

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 января 2014 г. №  31/пр "О введении в действие новых государственных сметных нормативов”


Утверждены новые государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки.  Также утверждены новые федеральные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, на перевозку грузов для строительства.  Нормативы вводятся в действие с 01.02.2014 и вносятся в федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возведение которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Ряд позиций при этом из реестра исключается.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов России на 2014-2016 гг. прошло регистрацию

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 20 ноября 2013 г. №  3945-ТЗ “Уведомление о регистрации Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014-2016 годы”


Сообщается, что 20 ноября 2013 г. зарегистрировано Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов России на 2014-2016 гг.  Условия соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с нормативными актами, содержащими нормы трудового права, не выявлены.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

4. Изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России: установлены индексы на январь 2014 г.

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 14 января 2013 г. №  КЦ/П2014-01ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на январь 2014 года"


Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на январь 2014 г.  Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками.  Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87.  При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ.  Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

5. Госкадастр недвижимости: как внести сведения о ранее учтенном объекте?

Письмо Министерства экономического развития РФ от 4 декабря 2013 г. №  ОГ-Д23-15858 “О некоторых вопросах, связанных с подготовкой документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета помещений, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства”


Разъяснены некоторые вопросы, связанные с подготовкой документов для государственного кадастрового учета помещений, зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства.  Если в распоряжении органа кадастрового учета отсутствует информация о ранее учтенном объекте недвижимости, соответствующие сведения (документы) включаются в госкадастр недвижимости (ГКН) на основании заявления заинтересованного лица. При этом заявитель представляет документы, подтверждающие его права на объект недвижимости. Он также может обратиться с запросом о предоставлении документов, подтверждающих регистрацию объекта или ранее проведенный кадастровый учет, другими органами/организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.  По мнению Минэкономразвития России, если вещные права на объект недвижимости не зарегистрированы в ЕГРП, сведения о них отражаются в записи об объекте недвижимости при внесении в ГКН данных о ранее учтенном участке.  В отношении ранее учтенного земельного участка, сведения о котором внесены в ГКН, информация о правах может быть внесена в кадастр следующим образом. Во-первых, в порядке исправления технической ошибки - если сведения о правах на участок содержатся в документе, на основании которого данные об участке внесены в ГКН, но отсутствуют в ГКН. Во-вторых, в порядке регистрации ранее возникшего права - если сведения о правах на участок отсутствуют в документе, на основании которого сведения об участке внесены в ГКН (напомним, что общедоступные сведения о правах, содержащиеся в ЕГРП, считаются внесенными в ГКН).  Разъяснены и иные вопросы, касающиеся кадастрового учета.  Например, в случае образования 2-х или более объектов недвижимости подается одно заявление о кадастровом учете всех объектов. Постановка таких объектов на учет осуществляется одновременно. При этом технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного (образуемого) помещения.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

6. Кто отвечает за стандартизацию в области строительства, реконструкции и капремонта?

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2013 г. N  1464 "О деятельности технического комитета по стандартизации "Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы"


Создан Техкомитет по стандартизации "Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы". На него возложены функции по национальной, межгосударственной и международной стандартизации.  За техкомитетом закреплены объекты стандартизации в области строительства, реконструкции и капитального ремонта (приведены соответствующие коды ОКВЭД).  Утверждены структура и перечень организаций-членов техкомитета. Назначены его председатель и ответственный секретарь.  Техкомитет ежегодно до 1 февраля отчитывается перед Росстандартом о своей деятельности.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Разрешение на строительство при реконструкции многоквартирного дома: предлагается уточнить перечень документов

Досье на проект федерального закона №  279138-6 “О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации” (в части уточнения перечня документов, необходимых для получения разрешения на строительство при реконструкции многоквартирного дома) (внесен депутатом ГД А.Ю. Русских)
11.02.2014 Государственной Думой в первом чтении принят проект поправок к Градостроительному кодексу. Уточняется перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство при реконструкции многоквартирного дома.  В целях реконструкции объекта капстроительства застройщик подает заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому, в частности, прилагается согласие всех правообладателей данного объекта.  Предлагается альтернатива. В случае реконструкции объекта капстроительства - многоквартирного дома вместо названного согласия можно будет предоставить решение общего собрания собственников помещений в доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Предоставление государственных и муниципальных земель: процедуру следует упростить

Досье на проект федерального закона №  444365-6 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности” (внесен Правительством РФ)
05.02.2014 на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, направленный на совершенствование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.  Так, при предоставлении земельных участков без торгов вместо предварительного согласования места размещения объекта предлагается готовить документацию по планировке территорий и образованию участков. Вероятно, это возложат на лиц, заинтересованных в получении земли. При этом исключается необходимость проведения целого ряда согласований.  Целесообразно обязать органы публиковать на официальных сайтах информацию о наличии свободных земельных участков, предоставляемых для строительства и иных целей.  Планируется закрепить возможность предоставления земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства, в т. ч. социального.  Участки предлагается выделять без проведения торгов только для возведения важных инфраструктурных объектов, отдельным категориям граждан для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях.  Причем в части строительства инфраструктурных объектов предусматривается упрощенный порядок. Так, при наличии проектов планировки и межевания территории не потребуется акт выбора земельного участка. Если проекты не утверждены, вместо акта выбора готовится проект образования участка. При этом законопроектом определены требования к такому документу и закрытый перечень его согласований. В целом, максимальное время, необходимое для предоставления земельного участка без торгов, должно сократиться с 3 лет до 3 месяцев.  Установленную в настоящее время в отношении жилищного строительства процедуру предоставления земельного участка для комплексного освоения территории предусматривается распространить на все виды строительства.  Возможно, органам придется выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юрлиц. Исключение - если они зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т. п. При этом предлагается установить закрытый перечень случаев отказа в предоставлении земли. В качестве начальной цены участка на аукционе хотят использовать кадастровую стоимость.  Поселения, утвердившие правила землепользования и застройки, вероятно, смогут распоряжаться участками, госсобственность на которые не разграничена. Одновременно такие полномочия прекращаются у муниципальных районов. Органам хотят разрешить обмениваться участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.  Гражданам - отдельным специалистам (по перечню, установленному регионом) планируется выделять участки в безвозмездное пользование для ИЖС, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. При соблюдении установленного разрешенного использования эти земли через 5 лет можно будет получить в собственность бесплатно.  Наряду с этим предлагается установить возможность предоставления участков для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Судебная практика

1. О залоге, обеспечивающем исполнение обязательств перед дольщиками при банкротстве застройщика

Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2014 г. №  2-О “По запросу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части 3 статьи 13 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и пункта 1 статьи 131 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»


Оспаривались нормы, касающиеся обеспечения залогом исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве жилья.  Так, с даты получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и до даты передачи объекта последний считается находящимся в залоге у дольщика. 
При этом помещения, входящие в состав дома и не являющиеся объектами долевого строительства, не считаются находящимися в таком залоге.  Нормы оспаривались во взаимосвязи с положениями Закона о банкротстве, определяющими состав конкурсной массы.  Как указал заявитель (ВАС РФ), нормы исключают из состава заложенного имущества помещения, не являющиеся объектом договоров долевого участия, а также переданные другим дольщикам (имеющим к застройщику требование о передаче жилья).  Тем самым участники, имеющие денежные требования к застройщику, лишаются гарантированной защиты.  По мнению заявителя, залог должен распространяться на помещения в доме, которые не являются объектом договоров долевого участия в строительстве.  Иначе у кредиторов-дольщиков нет равной возможности удовлетворить требования. 
КС РФ отклонил такие доводы и разъяснил следующее.  Необходимо учитывать, что залогом обеспечивается не только обязательство застройщика по передаче дольщику объекта долевого строительства. 
Также залогом обеспечивается и исполнение обязательства застройщика по возврату денег, внесенных дольщиком, в случаях, предусмотренных законом и (или) договором.  Подобное регулирование позволяет обеспечивать исполнение обязательств застройщика перед дольщиком за счет имущества, которое является предметом договора с ним.  При этом необходимо учитывать, что разрешение споров о том, входит или нет конкретное имущество в конкурсную массу должника, о возврате имущества в конкурсную массу, - в компетенции суда, рассматривающего дело о банкротстве.  Вместе с тем суд в таких случаях связан требованием об обязательной силе судебного решения, определившего правовой режим того или иного имущества.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Разрешение на строительство можно признать незаконным, даже если истек срок его действия

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N  19-КГПР13-15 Суд отменил ранее вынесенные судебные акты по делу о признании разрешения на строительство незаконным и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с наличием допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права, указав, что разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по возведению объекта капитального строительства


Относительно оспаривания разрешения на строительство, срок действия которого истек, СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.  Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земли или проекту планировки территории и проекту межевания последней (в случае строительства, реконструкции линейных объектов).  Такой документ дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капстроительства (за исключением отдельных случаев). 
В силу Закона о госрегистрации прав на недвижимость разрешение на строительство относится к документам, являющимся основанием для данной регистрации.  Таким образом, разрешение на строительство является не только документом, дающим право вести строительство в течение срока его действия. 
Оно также подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям и правомерность самих действий по возведению объекта капстроительства.  С учетом этого разрешение на строительство можно признать незаконным, даже если истек срок его действия.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. Если генподрядчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, неосвоенный аванс может быть истребован у субподрядчика как неосновательное обогащение

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2014 г. N Ф09-14781/13 по делу N А60-23342/2013 (ключевые темы: спецификация - неосновательное обогащение - неустойка - договор субподряда - расторжение договора)


Субподрядчик, получивший аванс, не исполнил свои обязательства по договору субподряда. Поэтому генподрядчик уведомил его о расторжении договора и потребовал вернуть деньги, а также уплатить неустойку. Поскольку субподрядчик не вернул предоплату, генподрядчик подал на него в суд.  Кассационная инстанция признала, что иск был удовлетворен правомерно.  В силу ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончить ее к сроку становится явно невозможным.  При одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, когда он допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.  ГК РФ не предусматривает специальной формы, в которой должен быть выражен отказ от исполнения договора и не устанавливает какого-либо предварительного порядка извещения другой стороны о намерении прекратить договор. Кодекс определяет лишь условия возникновения такого права. Следовательно, волеизъявление на отказ от договора может содержаться в письменном документе, направленном подрядчику. Также оно может быть выражено в любых фактических действиях (заключение договора с другим подрядчиком на выполнение тех же работ, составление претензии, подача иска в суд и т. п.).  При расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до расторжения договора. Следовательно, все неисполненное по сделке подлежит возврату. ГК РФ не исключают возможности истребовать у ответчика неосвоенный аванс в качестве неосновательного обогащения. Договор субподряда расторгнут. Поэтому удержание аванса следует квалифицировать как неосновательное обогащение.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

4. Разрешение на строительство признают недействительным, если земельный участок предоставлялся в иных целях

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 ноября 2013 г. N Ф10-3340/13 по делу N А35-12447/2012 (ключевые темы: разрешение на строительство - прилегающая территория - государственное имущество - разрешенное использование - договор аренды земельного участка)


Земельный участок, находящийся в госсобственности, был предоставлен в аренду. Вид разрешенного использования - эксплуатация проезда и обслуживание прилегающей территории. Впоследствии стороны заключили допсоглашение, в соответствии с которым изменилось назначение этого участка. Новый вид разрешенного использования - строительство здания. Арендатору было выдано разрешение на строительство. 
Кассационная инстанция признала указанное разрешение недействительным ввиду следующего.  Возможность получить разрешение на строительство обусловлена предоставлением застройщику в установленном законом порядке для этой цели земельного участка. Для получения разрешения на строительство обязательно представляются правоустанавливающие документы на земельный участок. 
Приняв на себя права и обязанности по договору аренды, арендатор согласился использовать участок в соответствии с конкретным видом разрешенного использования. Воля арендатора, направленная на использование участка иным образом, нежели установлено в договоре, в т. ч. и посредством изменения вида разрешенного использования, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земли.  Правила предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и для иных целей различаются.  В спорном случае участок предоставлялся в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов. При этом предоставление участка в аренду было обусловлено обязанностью арендатора обеспечить использование земли исключительно в целях, в которых он предоставлялся.  Арендатор обратился с требованием изменить вид разрешенного использования, чтобы обойти правила предоставления земли для строительства, в т. ч. процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет участков.

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору