РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
176  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов,регулирующих строительную деятельность, за первое полугодие 2013 года

26.06.2013


Оглавление:

Федеральные нормативно-правовые акты:




Федеральные нормативно-правовые акты:

1.Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства получил право осуществлять строительный контроль.


Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №  290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вносятся изменения в Законы о содействии развитию жилищного строительства, о введении в действие Земельного и Градостроительного кодексов РФ. В частности, закрепляется, что Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства передает в безвозмездное срочное пользование земельные участки, предназначенные для строительства общежитий для обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, на срок строительства этих объектов. Безвозмездно передает в государственную или муниципальную собственность земельные участки Фонда, занятые государственными или муниципальными общежитиями, необходимыми для обеспечения образовательного процесса в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, либо предназначенные для размещения таких общежитий. Фонд наделяется правом осуществлять строительный контроль. 
Кооперативу, созданному для строительства жилья эконом-класса, может выделяться дополнительный земельный участок в границах населенного пункта, в котором находится ранее предоставленный ему участок. Граждане, имеющие 3 и более детей, включаются в списки лиц, которые вправе быть принятыми в члены такого кооператива. Вводятся обязательные требования к участникам аукционов, проводимых Фондом. Речь идет об аукционах по продаже права заключить договоры аренды земельных участков Фонда для жилищного строительства, для размещения объектов по производству строительных материалов, изделий, конструкций для такого строительства. Об аукционах на право заключить договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками Фонда для строительства жилья эконом-класса, договоры их аренды для этих целей. В числе требований - опыт работы застройщиком не менее 3 лет. Наличие допуска к работам по организации строительства, реконструкции, капремонта объекта капитального строительства и т. д. Создается реестр недобросовестных застройщиков. В него заносятся данные об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договоров купли-продажи, аренды земельных участков Фонда, безвозмездного срочного пользования ими. Сведения о лицах, с которыми такие договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий. Отдельные поправки касаются Московской области. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2.Сужается предмет регулирования Закона о тарифах организаций коммунального комплекса.


Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №  289-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В Градостроительном кодексе РФ определяется содержание еще 2 понятий. Первое из них - программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа. Второе - система коммунальной инфраструктуры. Эти программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа. Региональные органы осуществляют мониторинг данных процессов. Требования к программам и порядок проведения мониторинга устанавливаются Правительством РФ. Программы разрабатываются и утверждаются в 6-месячный срок с даты принятия генпланов. Сельские поселения, чьи представительные органы решили, что нет необходимости готовить генплан, такие программы не разрабатывают. Прежде понятия программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, а также систем коммунальной инфраструктуры определялись в Законе об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Соответствующие его положения утрачивают силу. Предмет регулирования закона сужается. Из него исключаются тарифы на товары данных организаций; надбавки к тарифам на эти товары и к ценам (тарифам) для потребителей указанных товаров; тарифы на подключение создаваемых (реконструируемых) объектов к коммунальной инфраструктуре; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. В предмете регулирования остаются только тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг соответствующих организаций; надбавки к тарифам на эти услуги. Меняется понятие организации коммунального комплекса. Теперь это только юрлица или предприниматели, эксплуатирующие объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов. 

Отодвинут срок, после которого при отсутствии правил землепользования и застройки участки для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются. Применительно к муниципальным районам - на 30 июня 2013 г., к городским поселениям и округам - на 31 декабря 2013 г., к сельским поселениям - на 1 июня 2014 г. 
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования, а отдельные положения - со дня официального опубликования.

3.Подключение объекта капстроительства к инженерно-техническим сетям: увеличен срок действия техусловий.


Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №  318-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Скорректирован перечень лиц, которым бесплатно предоставляются техусловия, предусматривающие сроки подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения и их максимальную нагрузку. Помимо органов местного самоуправления и правообладателей земельных участков, такие сведения направляются федеральным и региональным органам исполнительной власти (по запросу). Кроме того, им также предоставляется информация о плате за подключение (технологическое присоединение) к соответствующим сетям и сроке действия техусловий. Сроки действия техусловий и внесения платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливаются не менее чем на 3 года (вместо 2-х). При комплексном освоении земли для жилищного строительства - не менее чем на 5 лет (по общему правилу). В течение 1 года (при комплексном освоении для жилищного строительства в течение 3 лет) с момента предоставления техусловий и информации о плате за подключение правообладатель участка должен определить необходимую ему нагрузку (в пределах полученных техусловий). Если он этого не сделает и не подаст заявку на подключение, то обязательства организации, предоставившей техусловия, прекращаются. Соответствующие поправки внесены и в другие акты. Среди них - ЗК РФ, КоАП РФ, законы, посвященные госрегистрации прав на недвижимость, размещению заказов для государственных и муниципальных нужд, защите конкуренции, основам регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, содействию развитию жилищного строительства, тепло- и водоснабжению. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

4.Опасные производственные объекты разделены на 4 класса опасности.


Федеральный закон от 4 марта 2013 г. №  22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Внесены поправки в Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Изменения призваны усовершенствовать контрольно-надзорные функции и оптимизировать предоставление госуслуг. В частности, введена классификация опасных производственных объектов (далее - ОПО), учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Все ОПО разделены на 4 класса: объекты чрезвычайно высокой (I класс), высокой (II класс), средней (III класс) и низкой (IV класс) опасности. Класс опасности присваивается ОПО при его регистрации в госреестре. В отношении ОПО I класса опасности установлен режим постоянного госнадзора. Плановые проверки организаций и ИП, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, должны проводиться не чаще 1 раза в год, III класса - 1 раза в 3 года. ОПО IV класса опасности планово не проверяются. 

Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности ограничена ОПО I и II классов. Изменения затронули нормы, посвященные техническим устройствам, применяемым на ОПО. Отдельное внимание уделено обоснованию безопасности ОПО. Речь идет о документе, содержащем сведения о результатах оценки риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к его эксплуатации, капремонту, консервации и ликвидации. Кроме того, поправки внесены в НК РФ, Градостроительный кодекс, законы, посвященные континентальному шельфу России, безопасности гидротехнических сооружений, лицензированию отдельных видов деятельности и др. Поправки вводятся в действие с 15 марта 2013 г., кроме отдельный положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

5.Регистрации аренды - быть!


Федеральный закон от 4 марта 2013 г. №  21-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ были внесены изменения в ГК РФ. C 1 марта 2013 г. отменялась госрегистрация договоров аренды недвижимости, а также аренды здания, сооружения и предприятия как сделок с недвижимым имуществом. Установлено, что данная норма об отмене утрачивает силу с 4 марта 2013 г. Таким образом, эти договоры подлежат госрегистрации по прежним правилам. Кроме того, устранены противоречия между Законом об ОЭЗ и Градостроительным кодексом РФ, касающиеся функций уполномоченного федерального органа по выдаче разрешений на строительство на земельных участках, расположенных в границах ОЭЗ, и на ввод объекта в эксплуатацию. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

6.Что включает в себя понятие "этап строительства автодорог"?


Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2013 г. №  377 “О внесении изменения в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий”.

Скорректировано Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Уточнения касаются понятия "этап строительства". Так, в отношении автодорог под ним также понимается комплекс следующих работ. Это изъятие земельных участков, необходимых для размещения дороги, отчуждение расположенной на них недвижимости, снос зданий, строений, сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубка леса, археологические раскопки в месте строительства, разминирование и др.

7.Публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционных проектов с госучастием: правила.


Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. №  382 “О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
Утверждено Положение о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с госучастием. Положение касается объектов капстроительства, возведение, реконструкцию или техперевооружение которых планируется полностью или частично финансировать из 2 источников. Первый - средства федерального бюджета (с использованием механизма федеральной адресной инвестпрограммы). Второй - ассигнования Инвестиционного фонда РФ. В 2014 г. аудит проводится в отношении объектов сметной стоимостью от 8 млрд руб., с 2015 г. - от 1,5 млрд руб. В отношении проектов, сведения о которых составляют гостайну, аудит не осуществляется. Аудит проводится в 2 этапа. Первый - на стадии подготовки акта Правительства РФ об утверждении ФЦП, о бюджетных инвестициях в федеральные объекты, не включенные в ФЦП, о предоставлении регионам субсидий на софинансирование их собственных и муниципальных объектов, не включенных в ФЦП, об утверждении паспортов проектов, планируемых к реализации за счет Инвестиционного фонда РФ. Также первый этап проводится при детализации мероприятий (укрупненных инвестпроектов), включенных в федеральную адресную инвестпрограмму.Второй - на стадии утверждения проектной документации в отношении объекта. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г. Оно не применяется в отношении проектов, включенных в федеральную адресную инвестпрограмму на 2013-2015 гг. и гособоронзаказ на тот же период. Исключение составляют 2 случая. Первый - повторный аудит при увеличении сметной стоимости объекта или уменьшении его мощности. Второй - если в результате тех же изменений объект попал в категорию объектов капстроительства, предусмотренных положением.

8.Строительство линий связи при пересечении границы, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море: что изменилось?


Постановление Правительства РФ от 2 мая 2013 г. №  399 "О внесении изменений в Положение о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

Скорректировано Положение о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении госграницы, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море России. Установлено, что решения о выдаче разрешений на указанную деятельность принимаются без согласования с федеральным органом по экологическому, технологическому и атомному надзору. Скорректирован перечень документов, подаваемых для получения разрешения. В него внесена копия выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства. Она подается, когда наличие такого свидетельства предусмотрено законодательством. При этом из перечня исключены копии лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности и решений о предоставлении водных объектов в пользование. Также в перечень более не входят документы, подтверждающие наличие разрешений, предусмотренных законодательством (при проведении работ в полосе отвода автомобильных или железных дорог, нефте- и продуктопроводов, газопроводов, ЛЭП и других технологических объектов, а также на территории пунктов пропуска через границу). Закреплено, что заявление о выдаче разрешения и прилагаемые к нему материалы могут быть поданы в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью.

9.Какой федеральный орган регулирует долевое строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости?


Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. №  392 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. №  152”.

Закреплено, что органом по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является Минрегион России. При этом с Минфина России полномочия по госрегулированию в данной области сняты.

10.Роспотребнадзору, Ростехнадзору и Росстандарту поручили контролировать соблюдение требований ряда техрегламентов ТС.


Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №  407 “Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза”.

Определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять госконтроль (надзор) за соблюдением требований ряда техрегламентов ТС. В отношении низковольтного оборудования это Роспотребнадзор и Росстандарт; машин и оборудования - Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Росстандарт; лифтов, оборудования для работы во взрывоопасных средах и аппаратов, работающих на газообразном топливе, - Ростехнадзор и Росстандарт. В части электромагнитной совместимости технических средств госконтроль осуществляет Росстандарт. На эти же ведомства возложен контроль в отношении указанной продукции, выпущенной согласно обязательным требованиям, действующим до вступления в силу техрегламентовТС.Разграничена область госконтроля (надзора) уполномоченных органов исходя из их сфер ведения, видов подконтрольной продукции и мест её обращения. В частности, Роспотребнадзор реализует контрольные функции в отношении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с ведением бизнеса нужд потребителей. Контрольные полномочия реализуются названными ведомствами в рамках соответствующих сфер федерального государственного надзора. Указанные органы обмениваются информацией, чтобы не допустить обращения продукции, не соответствующей обязательным требованиям.

11.Определение координат характерных точек границ земельного участка, а также контуров строений на нем: требования к точности и методам.


Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2012 г. №  518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 Декабря 2012 г. Регистрационный N 26340. 

Установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на нем. Характерной точкой границы участка является точка изменения описания такой границы и деления ее на части. Положение на местности характерных точек границы участка и контура описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения госкадастра недвижимости. Координаты определяются 5 методами: геодезический (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы), спутниковых геодезических измерений (определений), фотограмметрический, картометрический, аналитический. Исходными пунктами для определения плоских прямоугольных координат геодезическим методом и методом спутниковых геодезических измерений (определений) являются пункты геодезической госсети и геодезических сетей спецназначения (опорные межевые сети). Чтобы оценить точность определения координат, рассчитывается средняя квадратическая погрешность. Она принимается равной величине средней квадратической погрешности характерной точки, имеющей максимальное значение. 

Координаты характерных точек контура устанавливаются с точностью определения координат характерных точек границ участка, на котором расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства. Приказ вступает в силу по истечении 90 дней после даты его официального опубликования.

12.Требования пожарной безопасности к вертодромам, размещаемым на крышах зданий и сооружений: утвержден свод правил.


Приказ МЧС РФ от 13 ноября 2012 г. №  677 “Об утверждении свода правил «Вертодромы. Требования пожарной безопасности».

Утвержден свод правил "Вертодромы. Требования пожарной безопасности" (СП 136.13130.2012). Он вводится в действие с 1 ноября 2012 г.Данный документ устанавливает требования пожарной безопасности, предъявляемые к вертодромам (посадочным площадкам для вертолетов), размещаемым на крышах зданий и сооружений. Свод правил применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и реконструкции вертодромов, а также определяет нормы их обеспеченности дополнительным противопожарным и спасательным оборудованием. Он не распространяется на разработку систем противопожарной защиты закрытых сооружений для воздушных судов, вертодромов, расположенных на земной или водной поверхности и в водной акватории на плавающей или неподвижной конструкции.

13. Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства: обратиться в Роснедра можно и через многофункциональные центры.


Приказ Минприроды России от 18 февраля 2013 г. №  61 “О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых было выдано Федеральным агентством по недропользованию, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 июня 2012 №  167”.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Апреля 2013 г. Регистрационный N 28039. 

Уточнен Административный регламент Роснедр по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства. Речь идет об объектах, разрешения на строительство которых Агентство предоставило ранее. Обратиться за получением разрешения на ввод объектов в эксплуатацию также можно через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Госуслуга оказывается через данные центры по соглашению между ними и Роснедрами (его территориальными органами) с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии. Пересмотрен порядок досудебного обжалования действий (бездействия) и/или решений при предоставлении госуслуги. Жалоба на решение или действие (бездействие) территориального органа Роснедр подается в Агентство. Ранее ее также можно было направить в Минприроды России. 
В Министерство обращаются, чтобы обжаловать решение или действие (бездействие) Роснедр. Прописаны основания для отказа в удовлетворении жалобы. Установлено, в каких случаях она может быть оставлена без ответа. Например, если в ее тексте содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.

14.О проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых из федерального бюджета.


Письмо Министерства регионального развития РФ от 16 февраля 2013 г. №  ИС-248/10 «О проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

Сообщается, что с 01.01.2013 проверкой достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, возведение которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, занимается ФАУ "Главгосэкспертиза России" и его филиалы. 

15.Присоединение к электросетям, если не нужно проводить мероприятия "последней мили": формула расчета платы на 2013 г.


Приказ Федеральной службы по тарифам от 25 декабря 2012 г. N 914-э "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети ОАО "ФСК ЕЭС" в виде формулы".

Размер платы за технологическое присоединение к Единой национальной (общероссийской) электрической сети может устанавливаться ФСТ России 2-мя способами: индивидуально для конкретного заявителя или в виде формулы. Установлена формула расчета платы за присоединение к объектам ОАО "ФСК ЕЭС" на 2013 г. при отсутствии необходимости реализации мероприятий "последней мили". Ее определяют следующим образом. Объем максимальной мощности, указанный в заявке на присоединение, умножают на стандартизированную тарифную ставку. Последняя равна 27,56 руб./кВт (без НДС). Сюда входят затраты сетевой организации по следующим мероприятиям присоединения энергопринимающих устройств потребителей и объектов электросетевого хозяйства: подготовка, согласование и выдача техусловий; проверка их выполнения заявителем; осмотр присоединяемых устройств; фактическое присоединение.

16.За рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы ведется статнаблюдение.


Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. N  676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы".

Вводится статформа для представления сведений о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (N 2-ТП (рекультивация)). Утверждены указания по ее заполнению. По этой форме отчитываются организации и ИП, которые разрабатывают месторождения полезных ископаемых, проводят строительные, мелиоративные, лесозаготовительные и изыскательские работы, размещают промышленные, строительные и твердые бытовые отходы. Сведения представляются 1 февраля после отчетного периода в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения. 

Территориальные органы, в свою очередь, передают информацию в Росприроднадзор. Срок - 1 марта. Форма и порядок ее заполнения применяются с отчета за 2012г.

17.Экспертизе промышленной безопасности подлежат сами подъемные сооружения, а не документация на них.


Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 декабря 2012 г. №  713 “О внесении изменений в Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”.Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Февраля 2013 г. Регистрационный N 26927. 

Скорректирован порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. Он приведен в соответствие с законодательством в этой сфере. Уточнено, что объектом экспертизы выступают подъемные сооружения (грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры) и здания, воспринимающие нагрузку от них. Экспертизе также подлежат вновь изготовленные по новой проектно-конструкторской документации или подвергнутые реконструкции с изменением технических характеристик подъемные сооружения, приборы безопасности для них и устройства безопасности. Не проводится экспертиза документации на изготовление, монтаж, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию подъемных сооружений, а также проектов производства работ кранами. Требования к экспертным организациям приведены в соответствие с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.

18.Уточнен порядок выдачи разрешений на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения.


Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
3 апреля 2013 г. №  136 “О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения, утвержденный приказом Ростехнадзора от 16 апреля 2012 г. №  254”.Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 Мая 2013 г. Регистрационный N 28326. 

Скорректирован Административный регламент Ростехнадзора по выдаче разрешений на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения. Так, дополнены полномочия Службы в части межведомственного взаимодействия госорганов по предоставлению необходимых для выдачи разрешения документов и материалов. Уточнен порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц Ростехнадзора и его территориальных органов. В частности, жалобу можно теперь подать в случае затребования с заявителя документов или платы, не предусмотренных нормативными правовыми актами России. Кроме того, органы, оказывающие госуслугу, должны информировать и консультировать заявителей о порядке обжалования; обеспечивать взаимодействие с многофункциональными центрами в части приема жалоб и выдачи результатов их рассмотрения. Они должны ежеквартально представлять в вышестоящий орган отчетность о полученных жалобах (в т.ч. о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных). Если жалоба подается в электронном виде, документы, подтверждающие ее доводы, подписываются электронной подписью. При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется. В остальных случаях, при подаче жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены, в рассмотрении обращения может быть отказано.

19. Разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию: новые формы.


Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 8 апреля 2013 г. №  115/ГС “Об утверждении формы разрешения на строительство и формы на ввод объекта в эксплуатацию”.
В 2012 г. обновлена структура федеральных органов исполнительной власти. В частности, образован Госстрой. Он уполномочен утверждать формы разрешений на строительство, а также на ввод объекта в эксплуатацию, что и было сделано. Форма разрешения на строительство по сравнению с утвержденной Правительством РФ существенно не изменилась. Только исчезло упоминание о капремонте. Что касается формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изменения следующие. В частности, исключено упоминание о разрешении на ввод в эксплуатацию отремонтированного объекта капстроительства. Уточнены сведения об объекте капстроительства. Если раньше были выделены нежилые объекты (непроизводственного и производственного назначения) и объекты жилищного строительства, то теперь объекты разделены следующим образом. Во-первых, это объекты непроизводственного назначения, т. е. здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта, учреждения дошкольного образования и т. д., а также жилищного фонда. Во-вторых, объекты производственного назначения. В-третьих, линейные объекты. Кроме того, к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию в обязательном порядке прилагается технический план. Это обусловлено следующим. В Градостроительном кодексе РФ перечислены документы, которые нужны для принятия решения о выдаче указанного разрешения. При этом Правительство РФ вправе определять иные документы, чтобы в полном объеме были предоставлены сведения, необходимые для постановки объекта капстроительства на госучет. Таким документом является технический план, составленный в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости. Приказ вводится в действие с даты признания утратившим силу постановления Правительства РФ от 2005 г., закрепившего аналогичные формы.

20.Проектирование зданий судов общей юрисдикции: утвержден свод правил.


Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. №  111/ГС “Об утверждении свода правил «Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования».

Утвержден свод правил "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования". Он вводится в действие с 1 июля 2013 г.

21.Определена средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья на I квартал 2013 г. для обеспечения жильем отдельных категорий граждан.


Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 декабря 2012 г. №  117/ГС “О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации на первое полугодие 2013 года и показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на I квартал 2013 года”.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 Февраля 2013 г. Регистрационный N 26791. 

Утвержден норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по России на первое полугодие 2013 г. Он составляет 33 000 руб. (во втором полугодии 2012 г. - 32 200 руб.). Определена средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по регионам на I квартал 2013 г. Наиболее высокая - в Москве (90 400 руб.) и Санкт-Петербурге (53 700 руб.). Самая низкая - в Карачаево-Черкесии (20 700 руб.). Эти показатели применяются при расчете социальных выплат на приобретение жилья, предоставляемых отдельным категориям граждан за счет федерального бюджета. Речь идет о военнослужащих, сотрудниках органов внутренних дел, ГПС, УИС, органов налоговой полиции; гражданах, переселяемых из закрытых военных городков; членах семей погибших военнослужащих-контрактников; работниках Байконура. Это также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф; вынужденные переселенцы; выезжающие из районов Крайнего Севера.

22. Госстрой ведет реестр нормативов, применяемых при определении сметной стоимости строительства, финансируемого из федерального бюджета.


Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 5 февраля 2013 г. №  17/ГС “Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр”.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 Марта 2013 г. Регистрационный N 27571. 

Ранее Минрегион России вел федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. Данное Министерство определяло порядок формирования реестра и предоставления сведений из него. Впоследствии указанные функции перешли к Госстрою. В связи с этим утвержден новый порядок, в соответствии с которым формируется и ведется такой реестр, предоставляются сведения из него. Реестр ведет Управление градостроительной политики Госстроя (а не уполномоченный департамент Минрегиона России). 
В реестр включаются следующие сведения. Наименование и порядковый номер утвержденного норматива. Дата и номер приказа Госстроя о внесении норматива в реестр (прежде - дата и номер акта (письма) Минрегиона России об утверждении (согласовании) норматива). Регистрационный номер норматива и дата его включения в реестр. Ранее отображалась также иная информация, необходимая для надлежащего учета сметных нормативов. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Госстроя (а не Минрегиона России). Они предоставляются заявителям без взимания платы в течение 30 рабочих дней (ранее - 30 дней) со дня регистрации соответствующего письменного запроса. В остальном порядок ведения реестра и предоставления сведений из него не изменился.

23. Порядок разработки и утверждения сметных нормативов устанавливает теперь не Минрегион России, а Госстрой России.


Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 30 января 2013 г. №  23 “О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства регионального развития Российской Федерации”.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 Марта 2013 г. Регистрационный N 27570. 

Утратили силу приказы Минрегиона России. Ими определялся порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в градостроительной деятельности. Устанавливались правила формирования и ведения федерального реестра, а также вводилась классификация сметных нормативов. Последние применялись при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых за счет средств федерального бюджета. Это обусловлено передачей функций по нормативно-правовому регулированию в указанной сфере Госстрою России.

24. Аттестация граждан на право подготовки заключений экспертизы проектной документации: вместо аттестата Госстрой пока выдает выписку из реестра.


Письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 21 февраля 2013 г. №  Д03-478/БМ/ГС Об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Полномочия по аттестации (переаттестации) физлиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с 1 октября 2012 г. были переданы от Минрегиона России Госстрою. Приказом Министерства были внесены соответствующие изменения в форму квалификационного аттестата. Однако этот акт еще не зарегистрирован Минюстом России. Кроме того, Госстрой пока не имеет полномочий устанавливать форму аттестатов. Поэтому они в настоящее время не выдаются. Взамен до принятия необходимых нормативно-правовых актов Госстрой предоставляет заявителям по их письменной просьбе выписку из реестра аттестованных лиц, подтверждающую статус эксперта. В ней указываются номер, дата выдачи и срок окончания действия квалификационного аттестата, направление деятельности эксперта.

 

25.Перерегистрируем опасные производственные объекты.


Распоряжение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 марта 2013 г. N  31-рп "Об утверждении Временного порядка ведения государственного реестра опасных производственных объектов".

С 15 марта 2013 г. введена классификация опасных производственных объектов (ОПО), учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Все ОПО делятся на 4 класса: объекты чрезвычайно высокой (I класс), высокой (II класс), средней (III класс) и низкой (IV класс) опасности. Класс опасности присваивается ОПО при его регистрации в госреестре. Ранее зарегистрированные ОПО должны пройти перерегистрацию с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 г. Установлен временный порядок ведения государственного реестра ОПО. Регистрацией и перерегистрацией занимаются территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения эксплуатирующей организации (согласно уставным документам). Исключение - объекты федеральных органов исполнительной власти и госкорпорации "Росатом". Для регистрации необходимо подать заявление и приложить к нему ряд документов. Определены их перечень и требования к оформлению. Заявительные материалы можно представить лично, по почте или в электронной форме с электронной подписью через Единый портал госуслуг. Регистрирующий орган проверяет обоснованность присвоения соответствующего класса опасности, запрашивает в межведомственном порядке необходимые сведения. Объект вносят в реестр в течение 20 рабочих дней с момента регистрации заявительных документов. Выдается свидетельство о госрегистрации. Установлена его форма. При перерегистрации, если не меняется регистрирующий орган, за объектом сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер.

26. Ответственные за безопасное производство работ кранами: некоторые вопросы подготовки и аттестации.


Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 февраля 2013 г. №  09-00-08/693 “Об ответственных за безопасное производство работ кранами”.

Разъяснено, что подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Экзаменационной комиссией с участием инспектора Ростехнадзора проводится проверка знаний по общим и специальным вопросам промышленной безопасности, отнесенным к компетенции аттестуемого. В частности, у ответственных за безопасное производство работ кранами (мастеров, прорабов, начальников цехов, участков, заведующих складами, бригадиров) после соответствующего обучения проверяются знания правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должностной инструкции и производственных инструкций крановщиков и стропальщиков. Подготовка этих лиц может проводиться организацией, располагающей необходимым количеством аттестованных специалистов, для которых работа в данной организации является основной.

27.Допуск к управлению краном: особенности.


Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 марта 2013г. №  09-00-08/1471 “О допуске рабочих к управлению кранами с пола или со стационарного пульта”.

Разъяснен порядок допуска к управлению грузоподъемными кранами рабочих основных профессий, не обученных в качестве крановщиков и не имеющих соответствующих удостоверений. К управлению краном с пола или со стационарного пульта допускаются рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов. В организации должен быть разработан документ (приказ, положение и т. п.), устанавливающий порядок такого допуска. В нем необходимо прописать программу ежеквартального инструктажа по безопасности на рабочем месте, правила оформления его результатов, а также регламент проверки навыков по управлению краном. Обучение охране труда и стажировка дополнительно не проводятся.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору