РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
178  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за январь 2013 года

04.02.2013


Оглавление:


Федеральные нормативно-правовые акты:

Судебная практика:



Федеральные нормативно-правовые акты:

1.Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства получил право осуществлять строительный контроль.


Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вносятся изменения в Законы о содействии развитию жилищного строительства, о введении в действие Земельного и Градостроительного кодексов РФ. В частности, закрепляется, что Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства передает в безвозмездное срочное пользование земельные участки, предназначенные для строительства общежитий для обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, на срок строительства этих объектов. Безвозмездно передает в государственную или муниципальную собственность земельные участки Фонда, занятые государственными или муниципальными общежитиями, необходимыми для обеспечения образовательного процесса в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, либо предназначенные для размещения таких общежитий. Фонд наделяется правом осуществлять строительный контроль. Кооперативу, созданному для строительства жилья эконом-класса, может выделяться дополнительный земельный участок в границах населенного пункта, в котором находится ранее предоставленный ему участок. Граждане, имеющие 3 и более детей, включаются в списки лиц, которые вправе быть принятыми в члены такого кооператива. Вводятся обязательные требования к участникам аукционов, проводимых Фондом. Речь идет об аукционах по продаже права заключить договоры аренды земельных участков Фонда для жилищного строительства, для размещения объектов по производству строительных материалов, изделий, конструкций для такого строительства. Об аукционах на право заключить договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками Фонда для строительства жилья эконом-класса, договоры их аренды для этих целей. В числе требований - опыт работы застройщиком не менее 3 лет. Наличие допуска к работам по организации строительства, реконструкции, капремонта объекта капитального строительства и т. д. Создается реестр недобросовестных застройщиков. В него заносятся данные об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договоров купли-продажи, аренды земельных участков Фонда, безвозмездного срочного пользования ими. Сведения о лицах, с которыми такие договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий. Отдельные поправки касаются Московской области. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


2.Сужается предмет регулирования Закона о тарифах организаций коммунального комплекса.


Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 289-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В Градостроительном кодексе РФ определяется содержание еще 2 понятий. Первое из них - программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа. Второе - система коммунальной инфраструктуры. Эти программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа. Региональные органы осуществляют мониторинг данных процессов. Требования к программам и порядок проведения мониторинга устанавливаются Правительством РФ. Программы разрабатываются и утверждаются в 6-месячный срок с даты принятия генпланов. Сельские поселения, чьи представительные органы решили, что нет необходимости готовить генплан, такие программы не разрабатывают. Прежде понятия программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, а также систем коммунальной инфраструктуры определялись в Законе об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Соответствующие его положения утрачивают силу. Предмет регулирования закона сужается. Из него исключаются тарифы на товары данных организаций; надбавки к тарифам на эти товары и к ценам (тарифам) для потребителей указанных товаров; тарифы на подключение создаваемых (реконструируемых) объектов к коммунальной инфраструктуре; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. В предмете регулирования остаются только тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг соответствующих организаций; надбавки к тарифам на эти услуги. Меняется понятие организации коммунального комплекса. Теперь это только юрлица или предприниматели, эксплуатирующие объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов. Отодвинут срок, после которого при отсутствии правил землепользования и застройки участки для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются. Применительно к муниципальным районам - на 30 июня 2013 г., к городским поселениям и округам - на 31 декабря 2013 г., к сельским поселениям - на 1 июня 2014 г. Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования, а отдельные положения - со дня официального опубликования.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


3.Подключение объекта капстроительства к инженерно-техническим сетям: увеличен срок действия техусловий.


Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 318-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Скорректирован перечень лиц, которым бесплатно предоставляются техусловия, предусматривающие сроки подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения и их максимальную нагрузку. Помимо органов местного самоуправления и правообладателей земельных участков, такие сведения направляются федеральным и региональным органам исполнительной власти (по запросу). Кроме того, им также предоставляется информация о плате за подключение (технологическое присоединение) к соответствующим сетям и сроке действия техусловий. Сроки действия техусловий и внесения платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливаются не менее чем на 3 года (вместо 2-х). При комплексном освоении земли для жилищного строительства - не менее чем на 5 лет (по общему правилу). В течение 1 года (при комплексном освоении для жилищного строительства в течение 3 лет) с момента предоставления техусловий и информации о плате за подключение правообладатель участка должен определить необходимую ему нагрузку (в пределах полученных техусловий). Если он этого не сделает и не подаст заявку на подключение, то обязательства организации, предоставившей техусловия, прекращаются. Соответствующие поправки внесены и в другие акты. Среди них - ЗК РФ, КоАП РФ, законы, посвященные госрегистрации прав на недвижимость, размещению заказов для государственных и муниципальных нужд, защите конкуренции, основам регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, содействию развитию жилищного строительства, тепло- и водоснабжению. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


4.Определение координат характерных точек границ земельного участка, а также контуров строений на нем: требования к точности и методам.


Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2012 г. № 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 Декабря 2012 г. Регистрационный N 26340.

Установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на нем. Характерной точкой границы участка является точка изменения описания такой границы и деления ее на части. Положение на местности характерных точек границы участка и контура описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения госкадастра недвижимости. Координаты определяются 5 методами: геодезический (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы), спутниковых геодезических измерений (определений), фотограмметрический, картометрический, аналитический. Исходными пунктами для определения плоских прямоугольных координат геодезическим методом и методом спутниковых геодезических измерений (определений) являются пункты геодезической госсети и геодезических сетей спецназначения (опорные межевые сети). Чтобы оценить точность определения координат, рассчитывается средняя квадратическая погрешность. Она принимается равной величине средней квадратической погрешности характерной точки, имеющей максимальное значение. Координаты характерных точек контура устанавливаются с точностью определения координат характерных точек границ участка, на котором расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства. Приказ вступает в силу по истечении 90 дней после даты его официального опубликования.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


5.Требования пожарной безопасности к вертодромам, размещаемым на крышах зданий и сооружений: утвержден свод правил.


Приказ МЧС РФ от 13 ноября 2012 г. № 677 “Об утверждении свода правил «Вертодромы. Требования пожарной безопасности».

Утвержден свод правил "Вертодромы. Требования пожарной безопасности" (СП 136.13130.2012). Он вводится в действие с 1 ноября 2012 г. Данный документ устанавливает требования пожарной безопасности, предъявляемые к вертодромам (посадочным площадкам для вертолетов), размещаемым на крышах зданий и сооружений. Свод правил применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и реконструкции вертодромов, а также определяет нормы их обеспеченности дополнительным противопожарным и спасательным оборудованием. Он не распространяется на разработку систем противопожарной защиты закрытых сооружений для воздушных судов, вертодромов, расположенных на земной или водной поверхности и в водной акватории на плавающей или неподвижной конструкции.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


6.Присоединение к электросетям, если не нужно проводить мероприятия "последней мили": формула расчета платы на 2013 г.


Приказ Федеральной службы по тарифам от 25 декабря 2012 г. N 914-э "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети ОАО "ФСК ЕЭС" в виде формулы".

Размер платы за технологическое присоединение к Единой национальной (общероссийской) электрической сети может устанавливаться ФСТ России 2-мя способами: индивидуально для конкретного заявителя или в виде формулы. Установлена формула расчета платы за присоединение к объектам ОАО "ФСК ЕЭС" на 2013 г. при отсутствии необходимости реализации мероприятий "последней мили". Ее определяют следующим образом. Объем максимальной мощности, указанный в заявке на присоединение, умножают на стандартизированную тарифную ставку. Последняя равна 27,56 руб./кВт (без НДС). Сюда входят затраты сетевой организации по следующим мероприятиям присоединения энергопринимающих устройств потребителей и объектов электросетевого хозяйства: подготовка, согласование и выдача техусловий; проверка их выполнения заявителем; осмотр присоединяемых устройств; фактическое присоединение.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


7.За рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы ведется статнаблюдение.


Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы".

Вводится статформа для представления сведений о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (N 2-ТП (рекультивация)). Утверждены указания по ее заполнению. По этой форме отчитываются организации и ИП, которые разрабатывают месторождения полезных ископаемых, проводят строительные, мелиоративные, лесозаготовительные и изыскательские работы, размещают промышленные, строительные и твердые бытовые отходы. Сведения представляются 1 февраля после отчетного периода в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения. Территориальные органы, в свою очередь, передают информацию в Росприроднадзор. Срок - 1 марта. Форма и порядок ее заполнения применяются с отчета за 2012 г.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


8.Проектирование зданий судов общей юрисдикции: утвержден свод правил.


Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. № 111/ГС “Об утверждении свода правил «Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования».

Утвержден свод правил "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования". Он вводится в действие с 1 июля 2013 г.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


Судебная практика:

1.Кто должен проверять отчет оценщика по кадастровой стоимости земель в регионе?


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2012 г. N 10141/12 Суд прекратил производство по делу, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оспаривались нормы, касающиеся порядка проведения государственной кадастровой оценки земель. Исходя из этих положений, результаты работ по определению кадастровой стоимости участков в регионе подлежат проверке. Роснедвижимость проверяет отчет оценщика об определении кадастровой стоимости участков в субъекте Федерации на соответствие методическим указаниям. Кроме того, одна из оспариваемых норм определяет форму акта такой проверки и требует указывать в нем сведения о должностных лицах, проводящих ее. По мнению заявителя, эти положения незаконно позволяют проводить названную проверку отчета той же организации, которая ранее исполнила работы по кадастровой оценке и подготовке отчета. Президиум ВАС РФ отклонил такие доводы и разъяснил следующее. Исходя из законодательства, дела об оспаривании нормативных актов, регулирующих порядок определения кадастровой стоимости земель на основании результатов государственной кадастровой оценки, относятся к компетенции арбитражных судов. Одна из указанных норм уже ранее оспаривалась (с теми же аргументами) в ВС РФ, который также пришел к выводу о ее законности. При этом ВС РФ проверил законность положения на соответствие тем же нормам, имеющим большую юрсилу, на которые ссылаются заявители. Как отметил Президиум, ВС РФ в решении уже указал на то, что смысл нормы является ясным и определенным. Так, из буквального толкования однозначно следует, что отчет должны проверять должностные лица Роснедвижимости, а не представители оценщика. Возможность передать подобные функции не предусмотрена. Остальные положения взаимосвязаны с указанной нормой и не имеют самостоятельного значения. Их оспаривание основано на тех же несостоятельных доводах.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


2.Может ли право собственности на вновь созданный объект недвижимости возникнуть при отсутствии госрегистрации?


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 сентября 2012 г. N 4464/12 Суд оставил в силе постановление апелляционной инстанции, которым отказано в иске о признании права собственности на недвижимое имущество, поскольку отсутствие у истца документов, необходимых для государственной регистрации его права собственности на спорный объект, не может являться основанием для признания за ним этого права в обход правил гражданского законодательства о возникновении права собственности на вновь созданные объекты недвижимого имущества.

Общество обратилось в суд с иском о признании права собственности на объект незавершенного строительства, созданного им для себя с соблюдением требований законодательства. Суд заявленное требование удовлетворил. Президиум ВАС РФ указал следующее. Норма ГК РФ, на которую сослался суд, удовлетворяя требование, устанавливает, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Однако данное правовое регулирование указывает на основание приобретения такого права (создание вещи для себя), но не определяет момент его возникновения. ГК РФ объекты незавершенного строительства относит к объектам недвижимого имущества. Право собственности на недвижимые вещи подлежит госрегистрации и возникает это право на вновь создаваемое недвижимое имущество именно с момента регистрации. В соответствии с разъяснениями ВАС РФ иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации либо возникли независимо от их регистрации. Однако право собственности общества на спорный объект в установленном порядке никогда не регистрировалось и общество не представляло надлежащие доказательства возникновения у него права на этот объект независимо от регистрации. Таким образом, основания для удовлетворения требования общества о признании за ним права собственности на спорный объект отсутствуют.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


3.Страхование ответственности за неисполнение обязательств по госконтракту: когда выплачивается возмещение?


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2012 г. N 7884/12 Оспариваемые судебные акты, признавшие не подпадающим под страховую защиту случай невозвращения обществом авансового платежа департаменту, не соответствуют договору страхования, фактическим обстоятельствам дела и судебной практике, поэтому требование департамента о выплате страхового возмещения основано на договоре страхования и должно быть удовлетворено.

Фирма-исполнитель застраховала свою гражданскую ответственность за неисполнение обязанностей по госконтракту. Затем фирма нарушила сроки исполнения контракта. В связи с этим госзаказчик добился расторжения госконтракта и взыскал через суд (в рамках иного дела) аванс, ранее перечисленный фирме. После этого госзаказчик потребовал взыскать страховое возмещение со страховой компании. Суды трех инстанций сочли требование необоснованным. Они исходили из того, что застрахованной является только собственно ответственность за неисполнение контракта. Невозврат фирмой госзаказчику суммы аванса не подпадает под страховую защиту. Президиум ВАС РФ не согласился с таким выводом и пояснил следующее. В данном случае неверно истолкованы условия договора страхования. Исходя из его положений, объект страхования - имущественные интересы фирмы, связанные с ее обязанностью возместить убытки, причиненные выгодоприобретателю (госзаказчику) нарушением (неисполнением или ненадлежащим исполнением) обязательств по госконтракту. Страховым случаем согласно договору страхования является возникновение обязанности фирмы возместить госзаказчику (на основании обоснованной претензии или решения суда) убытки, причиненные нарушением обязательств по контракту. Подобный договор по содержанию соответствует соглашениям, предлагаемым на рынке страховых услуг. В судебной практике такие договоры оцениваются как комплексные, подпадающие под имущественное страхование, во всех существующих видах призванное возместить убытки страхователя (выгодоприобретателя). Условия договора позволяют признать подпадающими под страховую защиту иные, кроме убытков (в виде ответственности), расходы госзаказчика, возникшие из-за нарушения госконтракта фирмой. Другое толкование договора страхования привело бы к констатации бессмысленности страхования в качестве предоставленного обеспечения исполнения контракта. Таким образом, случай невозврата аванса фирмой в данном деле подпадает под страховую защиту.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору