РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
176  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за октябрь 2012 года

14.11.2012

 

Оглавление:


Федеральные нормативно-правовые акты:



Проекты федеральных нормативно-правовых актов:




Судебная практика:



Федеральные нормативно-правовые акты:

1. Финансирование проектов из Инвестфонда: монополия госэкспертизы проектной документации закончилась.


Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2012 г. №  974 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации” (не вступило в силу).

Скорректирован порядок предоставления ассигнований Инвестиционного фонда России на реализацию инвестпроектов на условиях государственно-частного партнерства. Основная часть изменений обусловлена введением негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий как альтернативы государственной. При отборе проектов их стоимость и размер частных инвестиций указываются в ценах по состоянию не на 1 января, а на I квартал года подачи заявки. Копия положительного заключения госэкспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации требуется только на объект капстроительства, поступающий в государственную или муниципальную собственность. Также по нему прилагается копия положительного заключения о достоверности использования направляемых на капвложения средств федерального бюджета. По объектам, поступающим в частную собственность, может проводиться и негосударственная экспертиза. По каждому объекту представляются сводный сметный расчет стоимости строительства и расчет в ценах по состоянию на I квартал года подачи заявки. Прописана процедура приведения паспорта проекта в соответствие с документами территориального планирования. Одновременно уточнен порядок выделения субъектам Федерации ассигнований Инвестфонда на реализацию региональных и межрегиональных проектов. Для получения средств представляется положительное заключение либо государственной, либо негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации. При определении размера субсидии конкретному региону учитывается коэффициент занятости населения в нем. Уточнено, что для расчета последнего используются данные Минтруда России.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Положение о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования: новая редакция.


Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2012 г. №  980 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам территориального планирования в Российской Федерации” (не вступило в силу).

В новой редакции изложено Положение о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования. 
Положение касается схемы территориального планирования России (за исключением проекта в области обороны и безопасности государства). Схема готовится на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных нацпроектов, межгосударственных программ и данных федеральной госинформсистемы территориального планирования. Учитываются программы, предусматривающие создание объектов федерального значения, положения о территориальном планировании, предложения органов власти и заинтересованных лиц, материалы фондов инженерных изысканий, ограничения использования территорий, факторы техногенного воздействия и прогнозы их изменений. 
Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения устанавливает Минрегион России. Он же в 3-месячный срок установит требования к составу и объему инженерных изысканий, необходимых для обоснования планируемого размещения объектов федерального значения в проекте схемы.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3.На повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах России на 2009-2018 гг. выделят меньше запланированного.


Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. №  999 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" (не вступило в силу).

Вносятся изменения в ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах России на 2009-2018 гг.". Так, прогнозируемый объем финансирования мероприятий программы уменьшен с 79 698,49 млн до 79 632,41 млн руб. Из бюджетов субъектов Федерации выделяется 20 031,33 млн руб. (ранее - 20 097,41 млн руб.). При этом размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений сокращен на 0,68 млрд руб. Установлено следующее. На сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, в 2009-2018 гг. направляется 79,3 млрд руб. (прежде - 79,4 млрд руб.).

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

4.Госучет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре: что изменилось?


Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 августа 2012 г.  №  539 “О внесении изменения в Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г.  №  577” (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 Октября 2012 г. Регистрационный N 25579. 
Скорректирован Порядок госучета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре недвижимости к отношениям, возникающим в связи с таким учетом. До внесения изменений в ряде случаев (в частности, при постановке на учет) с заявлением об учете подавался техплан объекта учета или копия разрешения на ввод объекта учета в эксплуатацию, если указанное разрешение было выдано после 1 марта 2012 г. 
Поправками упоминание о копии разрешения исключено.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

5.Как получить разрешение на строительство объектов, создание и реконструкция которых необходимы для выполнения работ по недропользованию?


Приказ Минприроды России от 25 июня 2012 г. №  162 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 Октября 2012 г. Регистрационный N 25636. 

Роснедра и его территориальные органы выдают разрешение на строительство отдельных объектов капстроительства. Речь идет о тех, строительство или реконструкция которых осуществляется на участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ по недропользованию. Утвержден новый Административный регламент предоставления данной госуслуги. Плата не взимается. 
Обратиться в Агентство могут юрлица и ИП, осуществляющие строительство или реконструкцию таких объектов. 
Разрешение выдается на каждый объект или на несколько (если они входят в комплекс в соответствии с проектно-сметной документацией).Для получения разрешения подается заявление с приложением определенного пакета документов. Оно может быть направлено лично или по почте, в т. ч. через Единый портал госуслуг. Определено, какие сведения должны быть указаны в заявлении. В их числе - данные о лице, который желает получить разрешение, информация об объекте, период строительства или реконструкции, наименование разработчика проектной документации. Поступившее заявление регистрируется в специальном журнале. Документы подвергаются проверке. Разрешение выдается в течение 10 дней со дня регистрации заявления. Разрешение действует в течение срока, предусмотренного проектом организации строительства. Срок действия может быть продлен максимум на 1 год на основании заявления, поданного не менее чем за 60 дней до истечения первоначального срока. Сведения о земельных участках, на которых планируется строительство, размещаются в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Агентства (его территориальных органов) могут быть обжалованы в досудебном и судебном порядке. 
Прежний Административный регламент утратил силу.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Градостроительный кодекс: рассматриваются поправки в части нормативов градостроительного проектирования.


Досье на проект федерального закона №  86567-6 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования” (внесен депутатом ГД М.Л. Шаккумом)

23.10.2012 Государственная Дума приняла в первом чтении поправки к Градостроительному кодексу РФ. Предлагается ввести новый термин - нормативы градостроительного проектирования. Под ними понимается совокупность требований к разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, содержащих расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения. Также предлагается ввести статьи о требованиях к составу, о подготовке и утверждении региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Все нормативы предполагают обеспеченность населения объектами транспортной инфраструктуры, социально-культурного назначения. Для региона значение также имеют рекреационные объекты, для муниципального района - объекты коммунально-бытового назначения, электро- и газоснабжения, для прочих муниципалитетов - все перечисленные и объекты тепло-, водоснабжения населения, водоотведения.

 

 

2.Возможно, из Градостроительного кодекса РФ исключат полномочие федерального органа, уполномоченного на управление ОЭЗ, выдавать разрешения на строительство.


Досье на проект федерального закона №  88002-6 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части исключения полномочий федерального органа исполнительной власти по выдаче разрешений на строительство на земельных участках, расположенных в границах особых экономических зон) (внесен депутатом ГД А.Ю. Русских)

26 октября 2012 г. Госдума РФ рассмотрела в первом чтении законопроект о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов России. Он направлен на устранение противоречий между Градостроительным кодексом РФ и Законом об особых экономических зонах в России. Градостроительным кодексом РФ установлено, что разрешения на строительство на земельных участках, расположенных в границах особых экономических зон, выдает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на управление такими зонами. Вместе с тем в Закон об особых экономических зонах внесены изменения. Поправками из полномочий указанного госоргана исключили выдачу разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Законопроектом вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ. Также предлагается исключить соответствующее полномочие указанного федерального органа исполнительной власти.

 

Судебная практика:


1. Как вернуть деньги инвестору, если договор с генподрядчиком заключал только заказчик строительства?


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 сентября 2012 г. N  6099/12 Принимая во внимание двухсторонний характер договора генерального подряда и его субъектный состав, суд нижестоящей инстанции сделал правильный вывод о том, что права и обязанности по этому договору возникли непосредственно у учреждения, которое при его заключении и исполнении действовало в качестве заказчика от своего имени, вследствие чего инвестор был вправе предъявить соответствующее требование заказчику.

Компания-инвестор обратилась в суд, чтобы ее требования к предприятию-банкроту были включены в реестр. Президиум ВАС РФ счел, что оснований для этого нет, и указал следующее. В рассматриваемом случае для строительства объектов компания-инвестор, учреждение-заказчик и застройщик заключили инвестиционный контракт. На основании писем заказчика финансирование работ и расчеты с подрядчиками осуществлялись напрямую инвестором. Во исполнение этого контракта заказчик заключил договор генерального подряда с предприятием. По заключенному заказчиком и инвестором договору залога в обеспечение обязательств по договору генподряда предприятие предоставило в залог недвижимость. Позже с согласия инвестора между заказчиком, предприятием и фирмой было заключено соглашение, по которому последней были переданы все права и обязанности по договору генподряда. При этом предприятие обязалось в качестве поручителя солидарно отвечать за исполнение фирмой обязательств подрядчика. Неисполнение этих обязательств и послужило основанием для обращения инвестора в суд в данном деле. Между тем, исходя из положений ГК РФ, инвестор не является кредитором фирмы, а следовательно, и предприятия-банкрота. Поэтому требование компании не подлежит включению в реестр. В соответствии с ГК РФ генподрядчик несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком. В данном деле договор генподряда являлся двухсторонним. Права и обязанности по нему возникли непосредственно у заказчика, который при его заключении и исполнении действовал в этом качестве от своего имени. Таким образом, для возврата уплаченных средств инвестор был вправе предъявить соответствующее требование к заказчику, но не к предприятию.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Работникам банкрота долг по зарплате "выплачен" недвижимостью. Законна ли сделка?


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2012 г. N Ф08-4594/12 по делу N А22-400/2010 (ключевые темы: общая долевая собственность - задолженность по заработной плате - передача имущества - сделки - конкурсный управляющий).

Работникам предприятия-банкрота по соглашению с ними была передана недвижимость в счет погашения задолженности по зарплате. Конкурсный управляющий счел такую сделку незаконной и обратился в суд. Согласно его доводам выплата зарплаты в натуральной (неденежной) форме в размере 100% противоречит ТК РФ. Поэтому названное соглашение - ничтожная сделка в силу ГК РФ. Суд округа не согласился с такими аргументами и пояснил следующее. Арбитражный управляющий может потребовать признать недействительными сделки должника как по специальным нормам, закрепленным Законом о банкротстве, так и по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Исходя из ранее сформулированных разъяснений Пленума ВАС РФ, по указанным специальным правилам могут быть оспорены, в частности, действия по выплате зарплаты. По Закону о банкротстве расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда работников, вознаграждений авторам производятся во вторую очередь. В данном деле у предприятия-банкрота нет кредиторов первой очереди. Доводы о том, что нет иного имущества и в связи с этим невозможно погасить долг по текущим платежам, не заявлялись. Нарушение ТК РФ в части несоблюдения формы оплаты труда не является основанием, чтобы признать оспариваемое соглашение недействительным по заявлению конкурсного управляющего в рамках дела о банкротстве. Требования ТК РФ направлены на защиту прав лиц, работающих по трудовому договору. Кроме того, его нормами установлен исчерпывающий перечень исключений, когда поступившая зарплата может быть взыскана с работника. Таким образом, нет оснований, чтобы признать оспариваемое соглашение недействительным.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору