РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
178  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за август 2012 года

07.09.2012

Оглавление:


Федеральные нормативно-правовые акты:

1. Составляем проектную документацию на линейные объекты капстроительства: что нужно указать в пояснительной записке?

2. В 2018 г. разрешение на строительство можно будет получить за 56 дней?

3. Земли для размещения инфраструктуры морских и речных портов: какова ставка арендной платы?

4. Получить разрешение на строительство, реконструкцию или ввод в эксплуатацию федеральных автодорог можно за 10 дней.

5. Ростехнадзор и Роспотребнадзор могут совместно проверять, как при строительстве соблюдаются санэпидтребования.

6. Сметная стоимость строительства: какие индексы рекомендуется применять в III квартале этого года?


Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Банкротство застройщиков: что планируется уточнить?

Судебная практика:

1. Если подрядчик на свой страх и риск выполнил дополнительные работы, не известив заказчика, он не может получить их стоимость даже в виде неосновательного обогащения.



Федеральные нормативно-правовые акты:

1. Составляем проектную документацию на линейные объекты капстроительства: что нужно указать в пояснительной записке?


Постановление Правительства РФ от 2 августа 2012 г. №  788 “О внесении изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию” (не вступило в силу)

Уточнен состав проектной документации на линейные объекты капстроительства. 
В разделе 1 "Пояснительная записка" дополнительно приводятся реквизиты утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) или (до 31 декабря 2012 г.) исходные данные и условия, содержащиеся в градостроительном плане земельного участка. 
Ранее указывались реквизиты утвержденного и зарегистрированного градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капстроительства.


Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

2.В 2018 г. разрешение на строительство можно будет получить за 56 дней?



Распоряжение Правительства РФ от 16 августа 2012 №  1487-р “Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».

Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства". 
Реализация "дорожной карты" призвана улучшить предпринимательский климат в сфере строительства, в т. ч. упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех его стадиях, начиная с подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капстроительства. 
В настоящее время Россия в рейтинге Doing Business по показателю получения разрешения на строительство занимает 178 место: надо пройти 51 процедуру, потратить 423 дня, а затраты - 184% ВВП на душу населения. Планируется, что в 2015 г. наша страна займет 78 позицию, количество процедур уменьшится до 15, срок - до 130 дней, цена - до 104% ВВП на душу населения. А в 2018 г. показатели должны быть следующими: 34 место, 11 процедур, 56 дней и 101% ВВП на душу населения. 
В плане уделено внимание следующему. Это формирование земельных участков и разработка градостроительной документации; господдержка комплексного освоения территорий; сокращение сроков и количества согласований и разрешений; модернизация системы техрегулирования и оптимизация системы надзора в строительной отрасли; развитие рынка арендного жилья. 
В частности, в октябре 2012 г. Правительство РФ получит законопроект, вводящий в 2 этапа уведомительный порядок начала строительства. В силу этого акта при наличии у застройщика необходимых документов строительство объектов капстроительства можно будет начинать уже через 30 дней после рассылки материалов уполномоченным органам госвласти и местного самоуправления. 
В августе 2012 г. в Правительство РФ будет внесен проект нормативно-правового акта об утверждении комплекса мер, направленных на развитие рынка арендного жилья.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

3.Земли для размещения инфраструктуры морских и речных портов: какова ставка арендной платы?


Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 июня 2012 г. №  322 “Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства” (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 Июля 2012 г. Регистрационный N 25051. 
Утверждена ставка арендной платы в отношении следующих земельных участков, принадлежащих России. Речь идет о землях, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), ГТС, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства. Размер арендной платы в отношении таких участков составляет 1,5% от их кадастровой стоимости. При этом в договоре можно предусмотреть случаи, когда размер платы корректируется, и периодичность таких изменений. Размер арендной платы ежегодно индексируется. 
В любом случае он не может быть меньше того, что рассчитан по ставке 1,5%.


Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

4.Получить разрешение на строительство, реконструкцию или ввод в эксплуатацию федеральных автодорог можно за 10 дней.


Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2012 г. №  186 “Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов РФ; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, ...” (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 Августа 2012 г. Регистрационный N 25163. 
Закреплено, как Росавтодор выдает разрешения на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию автодорог общего пользования федерального значения (их участков), частных автодорог, которые планируется построить, отремонтировать на территории 2-х и более регионов. 
Также определен порядок предоставления разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода федеральной автодороги. Речь идет и о разрешении на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к таким дорогам, объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода. Данная госуслуга оказывается бесплатно. Узнать, как предоставляется госуслуга, можно на официальном сайте Агентства, Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также устно или по телефону. 
Заявители - граждане или юрлица, обеспечивающие на принадлежащих им участках строительство, реконструкцию объектов капстроительства, выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации. Приведен перечень документов, которые необходимо подать для получения госуслуги. Среди них - правоустанавливающие документы на земельный участок, его градостроительный план, пояснительная записка, схема планировочной организации участка. В результате предоставления госуслуги выдаются перечисленные разрешения, продлевается срок их действия или отказывается в этом. Срок - в течение 10 рабочих дней. Время ожидания в очереди при подаче или получении документов - не более 15 минут. Прежний порядок утрачивает силу.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

5.Ростехнадзор и Роспотребнадзор могут совместно проверять, как при строительстве соблюдаются санэпидтребования.


Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 мая 2012 г. №  315/588 “Об утверждении Административного регламента взаимодействия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора при строительстве” (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 Июля 2012 г. Регистрационный N 25053. 
Регламентирован порядок взаимодействия Ростехнадзора и Роспотребнадзора при осуществлении федерального госсанэпиднадзора в сфере строительства. Службы (их территориальные органы) обмениваются информацией о нормативно-правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления надзора, проводят совместные проверки, по их окончании обмениваются информацией об их результатах и оформляют необходимые документы. Сведения предоставляются в электронном виде (по письменному запросу - на бумажном носителе). Службы вырабатывают согласованные предложения по совершенствованию законодательства в сфере осуществления надзора и повышению квалификации их должностных лиц. Приведены перечни территориальных органов Ростехнадзора и Роспотребнадзора и их контактные данные. Действия (бездействие) должностных лиц органов, а также решения, принятые ими в ходе взаимодействия, могут быть обжалованы в досудебном порядке.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Сметная стоимость строительства: какие индексы рекомендуется применять в III квартале этого года?



Письмо Министерства регионального развития РФ от 1 августа 2012 г. №  19899-ИП/08 О применяемых в III квартале 2012 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования.

Приводятся рекомендуемые к применению в III квартале 2012 г. индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных, изыскательских, прочих работ и затрат, а также оборудования. 
Они разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. с использованием данных за II квартал 2012 г. с учетом прогнозного уровня инфляции. Индексы применяются для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. Они не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Банкротство застройщиков: что планируется уточнить?



Досье на проект федерального закона №  118079-6 “О внесении изменений в статью 201.15 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (внесен Правительством РФ)

В Государственную Думу внесен проект поправок к Закону о несостоятельности (банкротстве). Предлагается уточнить порядок погашения в ходе конкурсного производства третьим лицом текущих платежей и требований кредиторов I и II очереди к застройщику для обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений. Законом закреплены требования к содержанию заявления о намерении. Арбитражный суд уполномочен определять срок и порядок погашения требований кредиторов. Установлены основания возврата средств заявителю. 
Однако закрепленный механизм погашения третьим лицом текущих платежей и требований кредиторов предполагает, что все расчеты должны производиться с основного счета должника, из-за чего на практике возникают трудности. 
Планируется установить, что третье лицо сможет погашать только задолженность по текущим платежам и требования, определенные на дату направления заявления о намерении в суд. При этом конкурсный управляющий в течение 10 дней с даты поступления такого заявления будет представлять в суд и лицу, его направившему, соответствующие сведения. 
Возможно, денежные средства для погашения третьим лицом требований кредиторов будут перечисляться на специальный банковский счет должника либо в депозит нотариуса. В силу закона порядок расчетов в целях погашения третьим лицом указанных требований определяет Правительство РФ. Предлагается это положение исключить, а на процедуру погашения третьим лицом текущих платежей и требований кредиторов I и II очереди к застройщику распространить порядок и условия исполнения обязательств должника третьими лицами, установленные законом.

 

 

Судебная практика:

1.Если подрядчик на свой страх и риск выполнил дополнительные работы, не известив заказчика, он не может получить их стоимость даже в виде неосновательного обогащения.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2012 г. N Ф06-5963/12 по делу N А12-13516/2011 (ключевые темы: муниципальный контракт - дополнительная работа - неосновательное обогащение - муниципальные нужды - строительный подряд).
Общество (субподрядчик) обратилось в суд с иском о взыскании стоимости неосновательного обогащения по муниципальному контракту на выполнение строительного подряда. Требования мотивированы тем, что в ходе исполнения контракта были выполнены дополнительные работы, которые заказчиком не оплачены. Общество полагало, что стоимость данных работ подлежит взысканию с заказчика и плательщика в соответствии с нормами о неосновательном обогащении. Суды в удовлетворении иска отказали. 
Окружной суд согласился с нижестоящими инстанциями по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, превышение подрядчиком установленных контрактом объемов работ подтверждается дополнительным соглашением сторон к муниципальному контракту. Согласно ему данные работы оплачиваются подрядчиком за свой счет, если превышение не было следствием ненадлежащего исполнения заказчиком и (или) плательщиком своих контрактных обязательств. Установлено, что цена контракта является твердой и не может изменяться подрядчиком в одностороннем порядке в ходе его исполнения. Таким образом, выполненные работы должны оплачиваться по цене, установленной контрактом. Поэтому у истца нет оснований для взыскания с ответчика денежных средств, ссылаясь на производство дополнительных работ. Доказательств того, что контракт был изменен и заказчик давал указания о производстве дополнительных работ, в материалах дела нет. ГК РФ предусматривает специальные неблагоприятные для подрядчика правовые последствия выполнения дополнительных работ без согласования с заказчиком в виде лишения права на их оплату. В случае, если подрядчик на свой страх и риск выполнил дополнительные работы, не известив об этом заказчика, он лишается права на получение их стоимости даже в виде неосновательного обогащения. Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что истец не вправе требовать стоимости выполненных работ со сторон по муниципальному контракту под видом неосновательного обогащения.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

 

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору